Все про антифризы – состав, чем отличаются, когда менять

В автомобиле применяют антифриз для нормальной работы охлаждающей системы двигателя. Водители хорошо знают, что за его уровнем и состоянием нужно следить, а также менять по установленному регламенту.

В статье мы расскажем, когда появился антифриз, для чего он нужен, какой бывает, когда его нужно менять и как выбирать.

Антифризы в продаже
Содержание

История появления охлаждающей жидкости

Несмотря на то, что автомобили и их двигатели существуют более одного столетия, понятие antifreeze появилось значительно позже. Изначально для охлаждения мотора применялась обычная вода. Была она и в первой машине Бенца.

Но у воды есть много недостатков:

  • замерзание на морозе. Это приводило к разрыву патрубков, радиатора и даже повреждению блоков цилиндров;
  • образование накипи. Образующиеся от кипятка отложения часто забивали патрубки и радиатор, что снижало эффективность работы системы охлаждения;
  • коррозия. Вода приводила к появлению ржавчины на металлических деталях;
  • слабая охлаждающая способность. Вода может охладить мотор, только если его температура не превышает 85 градусов.

Примерно к середине двадцатого столетия двигатели стали совершеннее, а их рабочая температура – выше. Это потребовало создания химических средств для охлаждения силовых установок авто.

Такие соединения могут работать при высокой температуре до 100 градусов Цельсия и более. А также не замерзают при низкой температуре воздуха, эффективно справляются со своей задачей, не вызывают образование накипи или коррозии.

Первые охлаждающие жидкости были разработаны химиками ещё до Второй Мировой войны. А их активное применение многими автопроизводителями началось уже по её окончании, ближе ко второй половине XX века. С течением времени их состав не раз изменялся.

Что такое антифриз

Антифриз – что это и для чего он нужен, можно понять даже из его названия при минимальном знании английского языка (antifreeze – против мороза). По существу, эта жидкость не замерзает, точнее – делает это, но при -40-65 градусов мороза.

Состав антифризов

Таким образом, охлаждающая жидкость или ОЖ это смесь химических соединений, способной не замерзать при сильных морозах. Поэтому её основу составляют спирты, моноэтиленгликоль, и глицерин. А также в её составе присутствует и вода.

Интересно, что даже сильно замёрзший антифриз не превратится в лёд. В таком состоянии он напоминает подмёрзший и достаточно мягкий снег. Поэтому состав не повреждает мотор и систему охлаждения. Но пользоваться автомобилем в этом случае не стоит.

Сам по себе такой химический состав вреден для металлических и других деталей системы охлаждения и силовой установки. В чистом виде он приводил бы к их быстрому повреждению.

Поэтому специалисты разработали и продолжают создавать присадки, снижающие или вовсе сводящие на нет негативное влияние охлаждающей жидкости на металлические или резиновые детали двигателя.

А также они повышают охлаждающую способность средства. А недавно появились добавки, которые могут светиться в ультрафиолетовых лучах. То есть жидкость сигнализирует о месте утечки и повреждения системы.

Состав и количество присадок, а также их свойства и полезность, у разных производителей ОЖ часто отличаются. Как водится их применяют не более 2-4 процентов от общего состава антифриза.

Но именно эти компоненты оказывают серьёзное влияние на характеристики продукта. Поэтому ведущие бренды держат полный состав своих продуктов в секрете.

Как работает антифриз

Антифриз применяют для эффективного охлаждения двигателя и поддержания его рабочей температуры. Для этого он получил незамерзающую формулу и заливается в систему охлаждения, где происходит его циркуляция.

Схема работы охлаждающей системы двигателя

После прогрева мотора до рабочей температуры в циркуляцию вовлекается радиатор. Эксперты называют такой процесс большим кругом.

Кроме того, охлаждающая жидкость попадает в блок цилиндров, откуда, нагревшись, выводится помпой в особые бачки, где её температура снова снижается. Затем она снова заливается в блок.

Процесс циркуляции ОЖ постоянный и непрекращающийся при работе мотора. При его нарушении, утечке, недостатке или отсутствии охлаждающей жидкости в системе, возможно быстрое повреждение не только её составляющих, но и двигателя.

Мотор неспособен нормально работать при серьёзном превышении его рабочей температуры. А она поддерживается в положенных пределах за счет этого химического состава.

Тосол и антифриз – в чём отличия

В нашей стране понятия «тосол» и «антифриз» зачастую употребляются как синонимы. Говоря про тосол, многие владельцы автомобиля имеют в виду современную охлаждающую жидкость, а иногда – и наоборот. Но правильно ли такое применение терминов?

Практически да, но не совсем. Ведь тосол – это одна из разновидностей антифризов. Она была разработана в Советском союзе для автомобилей ВАЗ отделом химиков под названием Технология Органического Синтеза.

От названия организации состав и получил своё название. При этом к аббревиатуре также было добавлено окончание «ол», присущее спиртовым соединениям. Состав первых тосолов немного отличается от нынешней химии. Но при этом – это та же ОЖ, как и все остальные.

Название «Тосол» и сейчас часто встречается на канистрах с автохимией. При этом под ним часто может пониматься любой антифриз, а не с уникальной формулой, придуманной в СССР.

После 1990 года начали делать жидкости с другими составами, но под закрепившимся брендом «Тосол». Заявление о том, что тосол создан только для российских машин, старых моделей, а антифриз – для иномарок и современных российских авто, неправильное.

Сейчас в нашей стране эти понятия употребляются как синонимы простыми владельцами автомобилей и российскими производителями автомобильной химии. На продукте иностранных брендов вряд ли будет красоваться надпись «ТОСОЛ».

Виды и классификация антифризов

Современные антифризы – это большой выбор технических жидкостей, имеющих разный состав и характеристики. Но их основа часто может быть схожей.

Основное сходство – это свойство охлаждать автомобильный мотор и препятствовать его повреждению по причине высокой температуры. На текущий день выделяют такие основные типы охлаждающих жидкостей, как:

  1. Силикатные (неорганические) ОЖ. Содержат силикаты. Такие антифризы распределяются на 2 подгруппы:
  • Североамериканская — присутствуют фосфаты, амины и нитриты.
  • Европейская – применение фосфатов запрещено, не содержат аминов, часто отсутствуют и нитраты.

В североамериканских жидкостях существует небольшая подгруппа Low Silicate Formula, т.е. антифризов с низким содержанием силикатов. Эта тенденция характерна сейчас и для европейских производителей.

  1. Силикаты в случае коррозии быстро восстанавливают поверхность.

Главный недостаток – низкая стабильность и быстрый расход. А выпавший осадок создает абразив, который сокращает срок службы уплотнений помпы. На очагах коррозии создают толстую пленку, ухудшающую теплоотвод.

Поэтому увеличивается расход моторного масла и топлива, а затем – происходит серьёзная поломка мотора. Но такой антифриз самый дешёвый. Поэтому он до сих пор хорошо распространен.

Может начать закипать при температуре выше 105 градусов по Цельсию. Срок его службы равен примерно 2 годам. Если вовремя менять такую ОЖ и не доводить до кипения, то можно снизить её разрушающее воздействие на детали машины.

  1. Карбоксилатные (органические) антифризы. Содержат сложные кислоты в качестве ингибитора коррозии. Они отличаются по типу, составу и цвету:
Залив антифриза
  • антифризы 1 типа (выпускаются в северной Америке и Европе) – по составу практически идентичны. Главное то, что они содержат два или больше типа карбоксилатных кислот.
  • антифризы 2 типа (азиатское производство) – содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип кислот не применяется, так как неблагоприятно влияет на детали мотора.

Карбоксилаты работают медленнее, но дольше и эффективней защищают алюминий и другие металлы за счет антикоррозийной пленки. Она создается только в местах очагов, поэтому теплоотвод получается более эффективный.

Отлично подходят для двигателей, работающих на высоких мощностях при больших оборотах и повышенной температуре. Некоторые виды таких ОЖ не следует использовать в автомобилях с медно-латунными радиаторами.

Минусы таких жидкостей, следующие:

  • в двигателях с чугунными элементами иногда возникает коррозия. При этом частички ржавчины могут забивать соты радиатора;
  • может возникать размягчение прокладок (при использовании антифризов 1 типа);
  • низкая продуктивность защиты свинцового припоя.

Плюсом ОЖ с таким составом считается более эффективный теплоотвод.

Гибридные антифризы. Имеют в составе один тип карбоксилатных кислот и небольшое количество силикатов. Этот тип охлаждающей жидкости содержит фосфаты в незначительном количестве.

Лобридные антифризы. Содержат органические кислоты и силикаты. Силикаты образуют защитную антикоррозионную плёнку, а карбоновые составляющие защищают места, где есть вероятность образования ржавчины.

Эти жидкости отличаются от всех остальных неограниченным сроком службы, если заливаются в новый двигатель.

Три последних типа ОЖ сейчас активно применяются во многих автомобилях. С ними регулярно сталкиваются водители, когда делают замену или доливку химии в систему охлаждения. Поэтому надо подробно разобрать свойства каждого из этих видов.

Градация антифризов на G11, G12, G13

G11 (на основе этиленгликоля)

Это – гибридный тип охлаждающей жидкости. Она имеет в составе кислоты органического и неорганического происхождения. Поэтому такая химия отличается положительным составом, но обладает и минусами.

Например, из-за неорганических кислот со временем может образовывать налёт на деталях системы охлаждения и двигателя. Но это негативное действие существенно снижено по сравнению с силикатными антифризами. В основе такой ОЖ лежит этиленгликоль.

G12, G12+, G12++ (на основе этиленгликоля)

В основе таких антифризов также присутствует этиленгликоль. Кроме этого, он содержит органические кислоты и является карбоксилатной. Может применяться в автомобиле без замены до пяти лет. Прекрасно защищает элементы авто от коррозии и обладает антикавитационными качествами.

G12++ – улучшенный вариант этиленгликолевой ОЖ. Имеет в составе уникальные присадки на минеральной основе, которые существенно продлевают срок её службы. Такую химию можно не менять до 100000 километров пробега или в ходе нескольких лет.

G13 (на основе пропиленгликоля)

Это – лобридный антифриз, который имеет в своей основе пропиленгликоль. Он обладает органической основой, но содержит разные минеральные присадки – добавки. Благодаря специальной формуле, ОЖ обладает полезными качествами, которые не теряет продолжительное время.

Менять её зачастую можно не раньше, чем каждые 100000 километров пробега. Обычно такой химии хватает на несколько лет. А недостатком считают высокую цену, но она компенсируется пролонгированным действием и отсутствием недостатков.

Виды охлаждающей жидкости по цвету

Современные охлаждающие жидкости выпускаются разного цвета. По большей части это – красный, синий, зелёный, оранжевый, жёлтый или фиолетовый. Обычно окраска ничего не говорит о составе или типе автохимии.

Она часто может указывать на производителя, так как многие из них предпочитают цветовое различие для своих продуктов. Поэтому руководствоваться цветом при выборе химии не стоит.

Например, концерн Volkswagen до 2012 года выпускал зелёные антифризы. А его органические и более современные составы приобрели красный оттенок. Лобридные жидкости этой марки стали окрашиваться в фиолетовый цвет.

Свойства и технические характеристики

Свойства антифриза продиктованы его составом. Среди основных качеств, влияющих на эксплуатационные показатели, выделяют:

  • температурные данные;
  • плотность;
  • вспениваемость;
  • срок эксплуатации.

Эти показатели напрямую зависят от находящихся в составе охлаждающей жидкости веществ. А также важна защита металла от коррозии, способность к кавитации, влияние на резиновые элементы и другие показатели.

Они влияют на правильность выбора ОЖ, которая должна подходить рабочими и защитными характеристиками и иметь минимальное негативное влияние на детали автомобиля.

Состав

В зависимости от типа антифриз имеет разный состав. Он может основываться на этиленгликоле или пропиленгликоле, а также содержать органические или неорганические кислоты. В нём содержится дистиллированная вода.

А также в современные охлаждающие жидкости добавляют присадки, способные улучшить свойства и снизить отрицательное воздействие. Обычно эти добавки минеральные.

Кроме того, состав жидкости для охлаждения двигателя зависит и от марки. Разные производители добавляют в неё красящие пигменты или ароматизирующие вещества.

Температурные показатели

Охлаждающая жидкость не должна замерзать при сильном морозе и не кипеть при значительном нагревании. Современная химия может выдерживать значительное понижение температуры до -40-60 градусов Цельсия. Она начинает кипеть при 100-105 градусах тепла.

Этого достаточно, чтобы поддерживать мотор в работоспособном состоянии и не вредить его деталям. В отличие от химических соединений, использовавшаяся ранее вода, замерзала при более высокой температуре и начинала кипеть значительно быстрее.

Плотность

Антифриз может работать при низких и высоких температурах, благодаря плотности жидкости. Это связано с наличием и количеством спиртов или кислот в составе средства. Чем больше их содержание, тем выше плотность ОЖ. Эта характеристика связана с температурой замерзания.

Жидкость с большей плотностью и более высоким содержанием активных компонентов способна выдержать суровые морозы. А средство с малым количеством таких веществ может замёрзнуть даже при довольно высокой температуре.

Вспениваемость

У хорошей ОЖ должна быть низкая вспениваемость, поскольку иначе это приведёт к появлению в системе пробок из воздуха или пара. Теплоотдача существенно ухудшится, из-за чего перегреется силовой агрегат с последующим преждевременным выходом его из строя.

Сроки эксплуатации

Антифризы имеют различные сроки эксплуатации. Они зависят от их состава. Многие современные лобридные охлаждающие жидкости можно использовать несколько лет или до 100000 и более километров пробега.

Срок использования классической или силикатной химии значительно ниже. Он редко превышает два года или 60000 -75000 километров. Большинство средств на основе этиленгликоля средней и доступной ценой рассчитано примерно на три года. Точная информация о сроке эксплуатации ОЖ содержится на упаковке с автохимией.

Какие присадки применяются

Практически любая современная химия для охлаждения автомобильного мотора содержит всевозможные присадки. Многие из них – неорганические. Добавки улучшают охлаждающие свойства, антикоррозионные характеристики, изменяют температуру кипения или замерзания, вспениваемость и иные свойства.

Кроме того, у многих присадок хорошие моющие характеристики. Они хорошо справляются с различными видами отложений и загрязнений в системе. Добавляют в ОЖ также пигменты и ароматизаторы. Они практически не влияют на его свойства.

Присадки

Преимущества и недостатки антифриза

Охлаждающая жидкость необходима для современных автомобильных моторов. Но при этом антифризы имеют не только положительные качества, но и отрицательные. Они обладают следующими преимуществами:

  • быстрое охлаждение двигателя;
  • работа при рекордно низких и высоких температурах;
  • очистка системы от загрязнений;
  • защита от коррозии;
  • продление срока службы мотора и защита его от перегрева;
  • относительно большой срок службы;
  • доступная цена большинства ОЖ.

Но у таких химикатов есть недостатки. Многие из них связаны с составом конкретного средства:

  • возможно появление осадка в системе охлаждения, что характерно для использования силикатных составов;
  • образование ржавчины на деталях авто, вызываемой преимущественно некачественными или поддельными жидкостями;
  • необходимость регулярной замены. Использование современных жидкостей позволяет заметно увеличить срок её эксплуатации;
  • сильный яд, особенно при попадании внутрь или в глаза.

Внимание! Избежать ядовитого влияния антифриза на человека поможет аккуратное обращение с ним и соблюдение элементарных правил техники безопасности.

Как выбрать антифриз, на что обратить внимание

При выборе важно, чтобы антифриз или охлаждающая жидкость служила долго и обладала максимумом полезных свойств. Поэтому нужно быть предельно внимательными.

Необходимо обращать внимание на многие его характеристики:

  • соотношение требованиям завода изготовителя транспортного средства;
  • тип охлаждающей жидкости. Но данное условие довольно спорное, поскольку несмотря на то, что лобридные обладают множеством преимуществ и пролонгированным действием, они стоят больше и могут подходить не для всех автомобилей. В то же время химия с классическим составом, хоть и имеет известные всем недостатки, довольно дешева, проверена и может применяться с успехом в большинстве машин, если соблюдать сроки замены;
  • температура кипения и замерзания;
  • состав. Хорошо, если антифриз содержит немало антикоррозионных, защитных, моющих и иных присадок, благотворно влияющих на состояние охлаждающей системы и двигателя;
  • срок эксплуатации. Чем больше он, тем лучше. Но составы с длительным действием обычно стоят больше;
  • ядовитость и токсичность. Многие изготовители снижают количество вредных для человека веществ в ОЖ. Но при соблюдении мер предосторожности при использовании можно практически без вреда для здоровья применять любые жидкости;
  • производитель. Лучше выбирать химию известных марок;
  • стоимость. Подозрительно низкая цена нередко говорит о подделке или плохом качестве. А слишком дорогие антифризы покупать обычно необязательно.

Кроме того, как и при покупке остальных технических жидкостей и запчастей, нужно обращать внимание на место приобретения. Покупать тосол или антифриз нужно в крупных и известных физических или Интернет – магазинах для водителей. И уж точно не стоит приобретать его на обочине дороги и в прочих сомнительных местах.

Популярные вопросы читателей

Многие читатели, особенно из числа начинающих водителей, часто интересуются вопросами об охлаждающей жидкости. Постараемся ответить на самые популярные из них.

Что лучше – концентрат или готовый антифриз?

Антифризы могут продаваться в готовом виде или в форме концентрата. Приобретать можно оба вида охлаждающей жидкости. Если она готовая, это позволит сэкономить время.

Кроме того, при покупке концентрата нужно быть уверенным, что сможете его разбавить дистиллированной водой в нужном соотношении. Не стоит забывать и о ядовитом составе средства, требующем осторожности при разбавлении.

Как правильно разбавить концентрат?

Для разбавления концентрата следует применять только дистиллированную воду. Разбавлять химикат следует в пропорции, указанной на его упаковке. Её изменение может привести к ухудшению свойств ОЖ.

Как часто нужно менять антифриз?

Частота замены антифриза зависит от его типа и состава, а также рекомендаций автопроизводителя, указанных в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Также о том, сколько служит конкретная охлаждающая жидкость, обычно написано и на её упаковке.

Кроме того, замена химии может потребоваться после сильной утечки, ремонта системы охлаждения или при утрате свойств залитой ОЖ раньше положенного времени.

При недостатке средства в бачке обычно можно его просто долить. Но при этом нелишне уточнить причину его исчезновения.

Зачем надо делать полную замену антифриза?

Антифриз рекомендуется менять целиком, что позволяет полностью избавиться от остатков старой жидкости. Следы утратившего свои свойства и грязного состава могут оставлять отложения в системе охлаждения или двигателе, ухудшать охлаждение мотора, а также оказывать иное негативное влияние.

Кроме того, полный слив важен при покупке подержанного автомобиля или, когда точно неизвестно, какая охлаждающая жидкость заливалась ранее.

Как правильно заменить антифриз?

При замене охлаждающей жидкости нужно целиком слить старый тосол в подготовленную для этого тару и залить новое средство через расширительный бачок до нужного объёма.

После этого нужно запустить мотор и дать ему немного поработать, а затем проверить уровень химии в бачке. Если её недостаточно, долить до нужного количества.

Иногда при смене типа ОЖ и в иных случаях может потребоваться промывка системы дистиллированной водой и иными способами.

Если смешать разные виды антифризов, что будет?

Жидкости разных цветов, но одного типа, смешивать можно. Но смешивание разных по составу и типу средств не рекомендуется, так как антифризы утратят свои полезные качества.

Он не сможет правильно работать в системе охлаждения. Но иногда такое смешивание допустимо, если на упаковках ОЖ есть информация об их совместимости.

Как определить качество антифриза?

При покупке антифриза следует проверить срок его годности и состояние упаковки. Обычно жидкость может храниться не более пяти лет.

Хороший состав имеет характерный запах и не может пахнуть аммиаком или вовсе не иметь никакого аромата. Кроме того, можно кинуть в него лакмусовую бумажку. Качественная ОЖ окрасит её в зелёный цвет.

Если бросить соды в отлитую заранее жидкость, и при этом произойдёт активная реакция с образованием пузырьков, значит, в составе есть серная кислота, что очень плохо.

Кроме того, фирменные и качественные химикаты не могут стоить очень дёшево, значительно дешевле, чем в остальных автомагазинах.

Как понять, какой антифриз нужен для моего автомобиля?

Чтобы узнать, какой антифриз нужен для конкретной машины, нужно изучить руководство по её эксплуатации или почитать информацию на сайте изготовителя автомобиля или его дилера. Там указан тип, характеристики и, возможно, рекомендуемые бренды жидкости.

Если при соблюдении рекомендаций, возникли проблемы с системой охлаждения, нужно сделать диагностику и необходимый ремонт самому или в автосервисе. Это избавит от более серьёзных неприятностей.

Оцените статью
Все о маслах и присадках для двигателей и трансмиссии
Добавить комментарий

Adblock
detector