Как часто нужно менять антифриз – особенности замены и рекомендации

Заливка антифриза

Не все обращаются в сервис при любом обслуживании автомобиля. Поэтому начинающие водители стараются сами разобраться, как часто менять антифриз и как правильно провести процедуру. В статье разберем, с какой периодичностью заливается новая ОЖ.

Розовый антифриз

Что такое антифриз

Любой антифриз — это незамерзающая смесь, остающаяся в жидком состоянии при отрицательных температурах. Такой хладагент присутствует в замкнутых системах в качестве теплоносителя. Жидкость циркулирует в трубах и удаляет тепло от объекта, чтобы не допустить перегрева и выхода из строя.

Теплоносителем служит вода или любая другая жидкость, свойства которой подходят для конкретной системы охлаждения. Но для эксплуатации в мороз нужен только антифриз, сохраняющий текучесть. Хладагент используется в системах охлаждения автомобилей. Также ОЖ встречается в тормозных узлах с сильной нагрузкой — это большегрузы с пневмопомпой.

Зачем нужен антифриз

Периодично двигатель автомобиля работает с повышенной мощностью более 2000 оборотов и создает избыточное тепло. Горячий воздух необходимо увести от мотора, иначе произойдет перегрев: деформация блока цилиндров, разрушение прокладки ГБЦ.

Для предотвращения этих факторов у двигателей есть система охлаждения. Во время зимней стоянки температура в узлах под капотом падает ниже 0 °C. Поэтому для вывода тепла здесь подходит только незамерзающая жидкость.

Почему нужно менять ОЖ

Чтобы понять, зачем менять автомобильный антифриз, необходимо кратко рассмотреть основу. Хладагент состоит из следующих компонентов:

  1. Базовое вещество. Органическое или неорганическое соединение с низкой температурой замерзания.
  2. Вода. Используется для разбавления всех антифризов в разной пропорции.
  3. Присадки. Твердые частицы для улучшения качеств хладагента (антикоррозийность, теплоизоляция и др.).

При получении тепла от двигателя вода начинает постепенно испаряться. Это приводит к уменьшению объема хладагента и необходимости доливать жидкость. Если же охладитель рассчитан на морозный сезон и сильно разбавлен, в жару процессы испарения сильно ускоряются. Охлаждение становится неэффективным.

Присадки со временем изнашиваются и разрушаются, теряя прежние свойства. В результате вместо защиты двигателя частицы становятся катализатором засорения системы охлаждения. Также изношенные присадки делают ОЖ более вязкой, снижая текучесть. Скорость циркуляции по системе охлаждения снижается, и хладагент не успевает за интенсивностью накопления тепла.

Из-за таких факторов со временем охладитель теряет свои исходные качества и становится неэффективным. В результате наступает перегрев двигателя.

Перегрев двигателя

Поменять или все же долить антифриз

У хладагента длительный срок службы и качественный продукт сохраняет эффективность более года. Поэтому жидкость меняется редко и быстрый износ наступает только у подделок или низкосортных составов.

Нужно ли менять текущий антифриз, зависит от эффективности охлаждения и срока его отработки. Но содержащаяся в ОЖ вода начинает медленно испаряться уже в первый день использования. Когда прошел малый срок, но объем антифриза уменьшился, достаточно долить жидкость.

Как часто менять антифриз в автомобиле

Производители автомобилей и ОЖ устанавливают рекомендуемое время использования хладагента. Информация часто помогает понять, что уже пришло время менять охладитель.

Рекомендации производителей антифризов

Антифриз отличается составом и когда менять зависит от свойств присадок. Ниже таблица для охлаждающих жидкостей с различными допусками.

КлассОснова соединенияСрок эксплуатации, летПробег, тыс. км
G11Силикатные неорганические соли2-350-120
G12Карбоксилатные кислоты5110-250
G13Гибриды8-10250-пожизненно

Таблица показывает только ориентировочную периодичность, когда нужно менять антифриз. Поэтому важно опираться на:

  • срок службы, указанный производителем используемого антифриза;
  • пробег двигателя, который с возрастом чаще перегревается и ОЖ отрабатывается быстрее.

Не исключено, что после рекомендуемого срока службы антифриз не изменил цвет, и мотор не перегревается. Это допустимо, если машина новая и к узлам было бережное отношение, без езды в тяжелых условиях. В таком случае можно продолжать использовать текущий антифриз, но в течение 10 тыс. км или 2 месяцев жидкость надо менять.

Может быть интересно:  Какой антифриз выбрать в 2022 году. Рейтинг лучших охлаждающих жидкостей

Ориентироваться по срокам использования ОЖ от производителей рекомендуется владельцам старых автомобилей.

Антифризы G11 и G12

Рекомендации производителей автомобилей

Сегодня новые машины продаются с залитым антифризом, на который часто тоже предоставляется гарантия. В дополнение автоконцерн устанавливает периодичность, когда нужно менять хладагент.

В отечественных автомобилях классической линейки рекомендуется менять ОЖ каждые 2 года. Для новых марок «Гранта», «Приора», «Веста» срок службы антифриза 75 тыс. км или 5 лет. В автомобилях ГАЗ охладитель меняется каждые 2 года или спустя 60 тыс. км. Для новых машин ГАЗель Next срок замены 75 тыс. км.

Марка автомобиляПериод замены антифриза, тыс. км/лет
BMW4 года
Ford240 или 10 лет
Hyundai200 или 10 лет (первая), 30 или 2 года (последующая)
Kia120 или 8 лет
Mercedes4-5 лет
Nissan90 или 5 лет (первая), 60 или 3 года (последующая)
Skoda90 или 6 лет
Toyota160 (первая), 80 (последующая)

Производители автомобилей марки General Motors и Mazda заливают «пожизненный» антифриз, который менять не нужно.

Опираться на рекомендации по замене ОЖ от автоконцернов необходимо владельцам новых машин. Также эти сведения подходят для поддержанных автомобилей после замены системы охлаждения и капитального ремонта двигателя.

Признаки что надо срочно менять ОЖ

Качественный и подходящий охладитель долгое время не меняет свои качества. Если же жидкость проявляет несвойственную реакцию — ее срочно нужно менять. Даже если в гараже нет нового антифриза, текущую ОЖ нужно срочно удалить, иначе возможна серьезная поломка.

Основные признаки некачественного или неподходящего хладагента:

  1. Вспенивание. Внутри бачка или вокруг крышки образуются пузырьки от химической реакции или кипения ОЖ.
  2. Ускоренное испарение. Если антифриз быстро уменьшается в объеме, ОЖ содержит много воды и не выдерживает сильной жары. Необходимо менять на аналог с большей концентрацией основного вещества.
  3. Образование отложений. Еще один результат из-за химической реакции — всплытие на поверхность частиц, которые могут забить систему охлаждения.
  4. Замерзание. Происходит при использовании низкосортного хладагента с большой долей воды в мороз. В такой ситуации машину нужно загнать в теплое отапливаемое помещение, после чего обходить мягкие трубки кружкой с кипятком. После оттаивания потихоньку удалить весь хладагент.
Признаки замены антифриза

Если не менять антифриз после таких проявлений, в ближайшее время можно ожидать серьезную поломку в двигателе или системе охлаждения.

Когда автомобиль приобретался с гарантией на залитый антифриз, при проблемах с системой охлаждения разумнее отправиться в сервисный центр для обслуживания. Мастера обязательно найдут неполадку, а после будут менять жидкость.

Что будет если не менять антифриз

Как часто нужно менять залитый антифриз разобрались. Но что будет, если процедуру вообще не выполнять? Отработанная жидкость представляет собой вязкую смесь с большой долей загрязняющих частиц, которая провоцирует много негативных факторов:

  1. Засорение системы охлаждения. Изношенные присадки будут забивать каналы трубок и ослабит циркуляцию хладагента.
  2. Коррозия блока. Без защитных присадок вода будет провоцировать процессы окисления металла мотора, Особенно разрушительным воздействие будет на отечественные двигатели с чугунным блоком.
  3. Разрушение патрубков. Вязкая отработанная ОЖ кристаллизуется при более высокой температуре до -10…-20 °C. Из-за затвердения во время стоянки трубки могут разорваться, что часто происходит в старой системе охлаждения.

Даже если удастся избежать этих проблем, двигатель будет получать урон от перегрева. Начнется постепенная деформация металла и разрушение прокладки ГБЦ. Это приведет к попаданию антифриза в мотор, а продуктов сгорания — в систему охлаждения. Последствия непредсказуемы, вплоть до капитального ремонта двигателя. Поэтому замена охладителя — это ответственный момент, который нельзя откладывать.

Какие виды антифризов бывают

Существует несколько видов охлаждающей жидкости, которые отличаются составом и свойствами присадок. Каждый тип хладагента по-разному влияет на двигатель. Важно делать отличия и правильно выбирать ОЖ для системы охлаждения.

Разновидности антифризов

Неорганические

Представлены антифризными продуктами с неорганическими силикатными солями. Особенность заключается в образовании микропленки до 5 мкм по всей внутренней поверхности системы охлаждения. У такого свойства двойственный эффект:

  • уязвимые участки системы охлаждения и блок двигателя защищены от процессов окисления и не грозит коррозия;
  • сплошная пленка повышает теплоизоляцию и у радиатора, ухудшая этим вывод тепла в окружающую среду.

Пленка становится неустойчивой ближе к +135 °C. В сочетании с излишней теплоизоляцией неорганические присадки становятся неэффективными. Поэтому при работе мотора на высоких оборотах всегда возникал риск закипания антифриза.

Может быть интересно:  Все про антифризы - состав, чем отличаются, когда менять

Гибридные

С развитием двигателей и появлением мощных автомобилей в 80-х годах, появилась необходимость создать эффективный антифриз. Были разработаны составы на основе органических карбоксилатных соединений. Эти добавки отличаются более тонкой пленкой (до 1 мкм), которая устойчива при температуре до +180 °C. Также присадки покрывают только поверхности, на которых высок риск окисления металла.

Карбоксилатные соединения внедрялись в охладитель вместе с силикатными добавками, и получались гибридные составы. Была решена проблема излишней теплоизоляции и неустойчивости к перегревам. Антифризные гибридные продукты стали надежными для мощных двигателей.

Органические карбоксилатные

Антифризы с органическими соединениями разработаны раньше гибридных аналогов и технология производства проще. Но из-за слабых антикоррозийных качеств спрос и объемы выпуска в прошлом веке были малы.

В конце 90-х годов появились двигатели из сложных сплавов с большим содержанием цветных металлов. Эти моторы практически не подвержены окислению и проблема коррозии стала менее актуальной. И для новых машин стали использоваться антифризы с карбоксилатными присадками, которые дешевле гибридных аналогов.

Карбоксилатный антифриз

Лобридные

Сегодня еще выпускаются двигатели с чугунными блоками. Преимущественно это бюджетные автомобили с маломощным мотором, которые все равно сохраняют риск поломки. Для защиты двигателя стали выпускаться хладагенты с лобридными присадками. По составу ОЖ напоминает гибридные продукты, но неорганических соединений не более 10%.

Сроки замены автомобильного антифриза с лобридными присадками составляет 2-3 года. Длительная выдержка обеспечивается за счет содержания воды небольшой доли до 30%. Европейские производители внедряют силикатные неорганические соли, а азиатские — фосфаты.

Цвета охлаждающей жидкости

По цвету антифриза легко определить состав продукции:

  1. От светло-синего до сине-зеленого оттенка можно наблюдать у хладагентов с силикатными неорганическими присадками. Такие продукты относятся к антифризам с допуском G11, включая оригинальный ТОСОЛ.
  2. Темно-красным и бордовым цветом обладают охладители класса G12 с карбоксилатными присадками и их модификации.
  3. У гибридных и лобридных продуктов с допуском G13 присутствует нехарактерный оттенок. Можно найти жидкости от розового и фиолетового цвета (карбоксилаты), до сиреневого (фосфаты).

Из-за большого разнообразия сложно по оттенку определить качественный антифриз с гибридным составом. Но если на витрине стоит упаковка с жидкостью привычного синего или красного цвета и выдается за гибрид — лучше отказаться от покупки.

Цветные антифризы

По оттенку еще можно понять, не пора ли менять ОЖ. Основа антифриза — это этиленгликоль или пропиленгликоль, прозрачный спирт. Вода также не имеет оттенка. Следовательно, присадки определяют цвет любого хладагента. По текущему окрасу жидкости можно сделать вывод об отработке:

  1. Качественный антифриз сохраняет оттенок длительное время.
  2. С отработкой жидкость будет бледнеть и допустимо небольшое изменение окраса.
  3. После полного износа присадок охладитель станет практически бесцветным.

Совет! При замене рекомендуется обратить внимание на состав отработки. У качественного антифриза присадки полностью растворяются, и будет прозрачность. Сильная мутность слитой ОЖ указывает на низкое качество или несовместимость с автомобилем.

Можно ли смешивать?

Не всегда возможно долить в систему такой же охладитель, поэтому допускается смешивание разных составов. Но нужно учитывать два фактора:

  1. Антикоррозийные и теплоизоляционные свойства могут измениться в худшую сторону, что неблагоприятно для двигателя.
  2. Присадки разных составов могут вызвать непредсказуемую химическую реакцию.

Поэтому нужно изучить состав смешиваемых веществ и проверить их перед доливкой в систему охлаждения.

Правила смешивания антифризов

В теории нельзя смешивать силикатные и органические присадки, т.е. антифризы с допусками G11 и G12. Гибридные продукты класса G13 имеют большое разнообразие добавок. Встречаются составы с двухвидовыми соединениями, в которых химически активна только одна добавка.

Но на практике допуски не гарантируют успех смешивания:

  • в России нет четких стандартов по составу, и тот же ТОСОЛ бывает класса G11 и G12;
  • в зарубежных странах существует много модификаторов с допусками типа G12++ и т.д.

Такое разнообразие не дает возможность определить совместимость по классификации. Поэтому перед смешиванием необходимо сделать две вещи:

  1. Изучить описание и состав. В инструкции производитель указывает химический состав антифриза и может прямо сообщать, с какими присадками есть совместимость.
  2. Проверить смесь экспериментальным путем. В домашних условиях провести небольшое тестирование смешанной жидкости.

Достаточно слить 100 гр. антифриза с системы охлаждения в небольшую емкость и долить столько же новой ОЖ. Дать постоять смеси 15 минут и посмотреть результат. При образовании пены или отложений на поверхности жидкости не подлежат смешиванию.

Может быть интересно:  Почему пенится антифриз - основные и нечастые причины

Если кроме изменения оттенка никаких изменений, совместимость еще не гарантируется. Нужно разлить ОЖ поровну в разные емкости и:

  • одну нагреть на печи до +90…+120 °C;
  • вторую поставить в морозилку на 1 час.

Если свойства ОЖ не изменились, тогда смело можно смешивать.

Новая жидкость может ухудшить свойства морозостойкости, а некоторые присадки вступают в термическую реакцию после нагрева в двигателе. Поэтому нужно проверять разные антифризы перед доливкой.

Популярные ОЖ в России

На дорогах много отечественных автомобилей и иномарок. Поэтому на российском рынке есть большой выбор охладителей с любыми допусками. Ниже представлены наиболее популярные антифризы среди автовладельцев в России.

НаименованиеДопускТемпература эксплуатации, °CСрок службы, тыс. кмОсобенности
Sintec UltraG11-45…+13060 (или 18 месяцев)Низкая цена, большой температурный диапазон
Motul Inugel ExpertG11-38…+115100-110Высокая цена в классе, долговечность
SINTEC LUXG12-40…+135225-250Не универсальная ОЖ (нет совместимости с G12+/++)
Felix CarboxG12++-35…+118280Образует сверхтонкую защитную пленку (до 0.1 мкм)
Coolstream Premium 40G12-38…+1085 летИмеет редкий оранжевый цвет
Аляsка ТосолG11-40…+10955Недорогая ОЖ для отечественных машин прошлого поколения
OilrightG13-40…+120240Защищает систему охлаждения и двигатель от забивания и коррозии

Меняем охлаждающую жидкость правильно

Перед тем, как менять антифриз, необходимо остановить машину и подождать полчаса, чтобы остыл мотор.

Слив антифриза

Замена ОЖ в системе охлаждения — порядок действий:

  1. Откручиваем пробки у расширительного бачка, блока цилиндров и радиатора.
  2. Подставляем тару и открываем краник у радиатора (если есть второй возле блока — его тоже повернуть).
  3. Ждем, пока стечет вся старая жидкость (если отработка очень грязная или мутная — смотреть раздел ниже).
  4. Закрываем все открученные ранее пробки.
  5. Вставляем воронку в горловину расширительного бачка и начинаем заливать антифриз.
  6. Останавливаемся на значении МАХ и ждем 1-2 минуты, если уровень упал — доливаем.
  7. Закрываем крышку и запускаем двигатель на холостом ходу.
  8. Ждем 10-15 минут, периодично разгоняя обороты до 3000.
  9. Отключаем мотор и дожидаемся остывания.
  10. Сдавливаем все мягкие трубки системы охлаждения.
  11. Открываем крышку бачка и доливаем недостающий уровень.
  12. Снова запускаем двигатель и через 20 минут заглушаем.

Менять охладитель нужно именно по такой схеме. Это способствует растеканию ОЖ по всей системе и удалению воздуха, попавшего при сливе. Поначалу инструкция выглядит сложной. Но если часто менять антифриз в своей машине процедура войдет в привычку.

Промывка системы охлаждения двигателя

Предварительно нужно дать двигателю остыть и слить отработку (та же процедура, которая проводится перед заменой). После этого необходимо закрутить все пробки и выполнить следующие шаги:

  1. Залить моющее средство чуть ниже отметки МАХ не более 3 см на расширительном бачке.
  2. Вытащить воронку и закрыть пробку, подождать 5 минут.
  3. Запустить двигатель на 15 минут (на холостом ходу, без повышения оборотов!).
  4. Заглушить мотор и подождать 10 минут до остывания.
  5. Открутить пробки и слить жидкость в подготовленную емкость.
  6. Если отработка моющего средства будет сильно мутной или с накипью — повторить весь процесс.

Когда после очередного слива жидкость будет чистой, система охлаждения считается полностью промытой. Можно заливать новый антифриз.

Полезные советы и рекомендации

Чтобы система охлаждения работала эффективно и без поломок, необходимо придерживаться простых рекомендаций:

  1. Покупать качественный антифриз. Нужно не экономить и проверять жидкость на витрине. Надежный охладитель обладает высокой текучестью и однородным оттенком, не имеет примесей.
  2. Следить за состоянием хладагента в системе охлаждения. Как только его свойства начинают меняться или появляются дефекты (пена, отложения), нужна неотложная замена.
  3. Правильно менять жидкость. Не нарушать порядок действий при удалении отработки и заливке нового охладителя. Это поможет избежать накопления грязи и образования воздушных пробок в системе.

Соблюдая эти рекомендации, водитель продлевает срок службы двигателя и всего автомобиля.

Дополнительные вопросы по замене ОЖ

На практике начинающим водителям сложно понять, когда нужно менять отработанный антифриз. Это объясняется разным возрастом двигателя, изношенностью системы охлаждения и режимом езды. Поэтому установленные производителями сроки замены лучше использовать как рекомендации и чаще следить за состоянием охладителя в расширительном бачке.

Почему антифриз меняет цвет

Присадки со временем могут менять оттенок по мере износа или при нагреве. Это нормальное явление для современных антифризных жидкостей.

Если цвет изменился быстро и неожиданно — хладагент «подкрасило» другое вещество. Возможно, в систему охлаждения попали продукты сгорания через пробитую прокладку ГБЦ.

Как понять, что антифриз исчерпал свой ресурс

Менять ОЖ необходимо при наступлении одного из двух факторов:

  1. Двигатель перегревается на высоких оборотах и не получает должного охлаждения.
  2. Окрас антифриза пропал и почти прозрачный, потому что основная доля присадок уже отработана.

Необходимо ближе к окончанию рекомендуемого производителем срока службы ОЖ еженедельно осматривать расширительный бачок. Также запускать мотор на холостом ходу с подъемом оборотов до 3000 для проверки охлаждения.

Нужно ли менять антифриз при замене помпы

Если насос вышел из строя по причине низкого качества ОЖ, то замена обязательна. Также антифриз потребуется менять при сильном разрушении помпы, т.к. отколовшиеся частицы со временем забьют трубки.

Оцените статью
Все о маслах и присадках для двигателей и трансмиссии
Добавить комментарий

Adblock
detector