Тосол – что это такое и чем отличается от антифриза

Тосол в канистрах

На постсоветском пространстве среди охлаждающих жидкостей наиболее распространена была марка ТОСОЛ. Сегодня продукт еще используется вместо антифриза в отечественных автомобилях. В этой статье мы разберем, какие есть особенности у тосолового охладителя и как правильно его выбирать.

Набор тосола

Что такое ТОСОЛ

Тосол это жидкость, необходимая для охлаждения двигателя автомобиля. Хладагент циркулирует по трубкам и переносит избыточное тепло с мотора к радиатору, выводящему его в окружающую среду. За счет такой системы охлаждения двигатель может работать на высоких оборотах и не перегревается.

История происхождения тосола

Во второй половине 20 века с появлением современных отечественных автомобилей используемые хладагенты были неэффективны. Поэтому советский НИИ принялся за разработку новой жидкости, которая сможет заменить устаревшие аналоги.

В результате учеными был разработан охладитель на основе «технологии органического синтеза» (аббревиатура ТОС). Продукт основан на спирте этиленгликоль, поэтому к названию был добавлен суффикс «ол».

Так и появилась марка ТОСОЛ. В СССР это был стандарт для всех жидкостей, выпущенных по современной для того времени технологии.

Теперь в постсоветских странах эта марка стала нарицательным именем. Им обобщенно называют охлаждающие жидкости для автомобильных двигателей отечественного производства. А за антифризом закрепились импортные продукты.

Общее описание охлаждающей жидкости

Охлаждающая жидкость марки ТОСОЛ не имеет четких стандартов качества или состава. Поэтому продукция может сильно отличаться вязкостью, цветом, долей присадок и отложений. Стандарты охлаждающей жидкости определяются самим производителем.

Стоимость более эффективного аналога будет выше из-за больших затрат на выпуск. Производитель устанавливает маркировку, по которой можно определить качество жидкости и предпочтительные марки автомобилей для использования.

Разные марки отечественного тосола

Маркировка

В СССР было несколько торговых марок с индексами. По их расшифровке можно было определить состав и качество охлаждающей жидкости:

  • А40. Самый распространенный продукт, который можно было приобрести в любом магазине. Также существовала улучшенная версия охладителя АМ40. Отличался длительным сроком службы 3 года (против двух лет у базового варианта).
  • А65. Охладитель отличался низкой температурой замерзания -60…-65 °C. Есть и улучшенная версия АМ65. Жидкости также отличались сроком службы 2 и 3 года соответственно. Поставлялись для использования в регионах крайнего Севера и повсеместно не распространялись.
  • ТОСОЛ (К), Концентрат, который на 98% состоял из основного вещества и не содержал воды. Использовался в качестве универсальной жидкости. При разбавлении водой в конкретном соотношении можно получить охлаждающую жидкость с требуемыми свойствами.

По маркировке можно расшифровать назначения продукции. Например, обозначение А40М означает:

  • «А» — автомобильный;
  • «40» — температура кристаллизации (-40 °C);
  • «М» — модернизированный, т.е. состав с более длительным сроком службы.
Тосол А40

Сегодня эти стандарты не актуальны, и каждый производитель использует свою маркировку. Например, на жидкости с низкой температурой замерзания можно увидеть надпись «АМ65» или «-65 °C». Некоторые изготовители даже не используют маркировку и на упаковке написано просто «ТОСОЛ», а уже в инструкции есть свойства охладителя.

Цвет

Новая охлаждающая жидкость имеет стандартный голубой цвет. Но его оттенок будет определяться составом. Если охладитель из основного вещества и близок к концентрату, он будет почти прозрачным. Для оригинальных продуктов с сильной разбавкой водой характерен темно-голубой окрас.

Хладагенты типа А65/АМ65 имеют красноватый оттенок. Это объясняется добавлением присадок, которые окрашивают жидкость. Добавки используются для повышения порога замерзания.

Уникальное свойство— изменение цвета по мере выработки:

  • поначалу жидкость будет постепенно приобретать зеленый окрас;
  • к концу отработки охладитель приобретет желтоватый оттенок и после станет прозрачным.

Это очень полезное свойство. Наблюдая за оттенком охладителя в расширительном бачке можно вычислить срок замены.

Синий тосол

Химический состав и свойства

Состав ТОСОЛа определяется технологией производства. Основа жидкости — это:

  1. Этиленгликоль. Органическое соединение в виде спирта с низком порогом замерзания.
  2. Вода. Используется в качестве разбавителя.
Может быть интересно:  Все про антифризы - состав, чем отличаются, когда менять

Соотношение каждого вещества определяет уровень кристаллизации. Чем меньше воды, тем ниже температура затвердевания. В концентрате содержится более 98% основного вещества.

Этиленгликоль относится к двухатомным спиртам с очень низкой температурой замерзания. Но по мере смешивания с водой значение начинает повышаться. Поэтому значительное разбавление приводит к ухудшению эксплуатационных качеств.

Это объясняется более высокой температурой замерзания воды — 0 °C. Это единственное свойство, которое проявляют основные компоненты продукта. Дополнительный эффект создается добавками.

tablica-plotnosti-i-temperaturi-zamerzaniya

В оригинальном хладагенте советских стандартов присутствовали силикатные присадки. Добавки как пленка покрывают внутренние стенки системы охлаждения (бачок и трубки) и обеспечивают ее дополнительной изоляцией от окружающей среды. Благодаря этому уменьшаются потери тепла, и охладитель не замерзает при более сильных морозах.

У присадок есть и обратный эффект.  Теплоизоляционные свойства проявляются и в радиаторе, ухудшая вывод горячего воздуха в окружающую среду.

Поэтому температура кипения морозостойких ТОСОЛов редко превышает +110 °C. Хладагент не получится использовать в качестве универсальных жидкостей.

По зарубежной классификации ТОСОЛ соответствует антифризам класса G11. Они выпускаются для иномарок прошлого поколения (примерно 1995-2015 г.в.). Их можно использовать в двигателе в качестве аналога.

Тосол G11

У современных импортных машин много чувствительных узлов к силикатным соединениям. На замену устаревшим продуктам для них разработаны антифризы с карбоксилатными присадками. Новые продукты относятся к классу G12 и G13 (а также модификациям типа G12+ и др.).

Если на упаковке указано G12 или выше и нет упоминания силикатных кислот в составе, но написано «ТОСОЛ» — это уже модифицированный продукт, далекий от оригинала.

Характеристики жидкости

От основного состава и свойств присадок зависит температура замерзания и кипения тосола. Обычно подробные качества продукции указываются на упаковке или сайте производителя. Ниже в таблице можно ознакомиться с основными характеристиками.

Оригинальная маркировкаВозможные названияЦветТемпературный диапазон эксплуатации, °CСодержание воды, %
А40«Оригинал», «А40»,Темно-голубой-40…+12540-55
А65«А65», «-65», «Морозостойкая ОЖ»Светло-красный-65…+11027-35

Качество тосола и срок службы

Длительность эксплуатации любого охладителя зависит от доли воды из-за испарения в жаркий сезон. Чем выше доля, тем быстрее уменьшится объем хладагента, который придется доливать.

Другой фактор — отработка, которая есть у каждой охлаждающей жидкости. Это связано с износом присадок и других примесей. Со временем добавки теряют свою эффективность и служат катализатором загустения.

И третий фактор заключается в засорении системы охлаждения. Со временем испаряющаяся вода образовывает накипь, которую нужно удалить. В противном случае отработка будет наступать быстрее.

Срок службы оригинального продукта составляет 1-2 года. Выпускаются и модифицированные варианты охладителя, которые можно использовать до трех лет.

Если автомобиль в коммерческом пользовании и постоянно на дорогах, необходимо ориентироваться по пробегу. АвтоВАЗ рекомендует для своих автомобилей менять хладагент каждые 60 тыс. км., а ГАЗ — 50 тыс. км.

Применение тосола

Для чего нужен охладитель марки ТОСОЛ и чем отличается от других антифризов? Это волнует всех начинающих водителей. По функциональности разницы нет.

Жидкости не отличаются принципом работы в системе охлаждения. Накопившееся тепло в двигателе забирается через трубки и доставляется к радиатору.

Применение тосола

Как тосол влияет на систему охлаждения автомобиля

Выше были разобраны присадки, включающие неорганические соли. Добавки отличаются грубым воздействием на материалы. Для отечественных двигателей ущерба не будет, т.к. их блок в основном из чугуна.

В современных импортных машинах присутствует много сплавов и цветных металлов. Присутствующие в тасоле неорганические силикаты ускоряют их износ.

Если залить хладагент в новую иномарку, вначале никаких последствий не будет. Но со временем будет наблюдаться ускоренный выход из строя двигателя и системы охлаждения.

Основные отличия тосола от антифриза

Какие делать различия между ТОСОЛом и антифризом — зависит от используемого автомобиля. В отечественные машины можно залить любую охлаждающую жидкость.

Поэтому на постсоветском пространстве антифризом принято называть любую продукцию, и ТОСОЛ в частности. Изначально такая практика была во всем мире.

«Антифриз» дословно переводится как незамерзающая жидкость. Это указывает на ее низкую температуру кристаллизации независимо от состава.

Может быть интересно:  Почему пенится антифриз - основные и нечастые причины

В зарубежных странах тосоловые составы ушли в прошлое. Вместо них разработаны высокотехнологичные вещества с присадками, которые мягко действуют на современные моторы.

Поэтому правильно делать разницу между ТОСОЛом и антифризом, когда идет речь о выборе жидкости для системы охлаждения иномарки. Причина в высоких требованиях по допускам (G12 и выше).

Использовать ТОСОЛ в иностранных автомобилях нельзя, если только автоконцерн прямо не сообщает о допуске неорганических солей. Преимущественно это иномарки, выпущенные на российских заводах.

Можно ли смешивать тосол с водой

Все охлаждающие жидкости имеют в своем составе воду. Следовательно, допускается добавление в хладагент. А ТОСОЛ как концентрат выпускается специально для смешивания с водой, чтобы получить охладитель с нужной морозостойкостью.

Внимание! ТОСОЛ остается в жидком состоянии при температуре -40…+125 °C, а вода — 0…+100 °C. Добавление большой доли воды снижает порог замерзания и кипения получившей жидкости.

Поэтому не стоит сильно разбавлять в целях экономии охладителя. Смешивание допустимо при небольших морозах, когда есть хороший температурный запас.

Совместимость тосола с антифризом

Оригинал по советским ГОСТам аналогичен антифризу класса G11 и продукты имеют общую основу со схожими присадками. Поэтому такие жидкости совместимы и допустимо смешивание в расширительном бачке.

Антифриз класса G12 и улучшенные варианты включает карбоновые присадки. При смешивании таких соединений с силикатными солями можно вызвать непредсказуемую реакцию. Такое смешивание может привести к разрушению трубок системы охлаждения, коррозии моторного блока и разрушению головки ГБЦ.

Концентратом жидкостей класса G13 служит полипропиленгликоль. Антифриз отличается экологичностью и выпускается специально для охлаждения двигателей стандарта ЕВРО-4 и выше.

В такой ОЖ практически отсутствуют твердые отложения. Смешивание с ТОСОЛом недопустимо, т.к. это приведет к ухудшению теплоотвода и ускоренному загрязнению системы охлаждения.

После сравнения можно делать вывод — только антифриз класса G11 можно смешать. Но важно учесть один фактор. Сегодня ТОСОЛ — это торговая марка, а не стандарт.

Под этим брендом встречаются даже высокоочищенные продукты, которые по качеству сравнимы с зарубежными антифризами G13. Обычно производитель указывает совместимость с аналогами.

Что лучше заливать тосол или антифриз

Когда автопроизводитель допускает любую охлаждающую жидкость, перед водителем стоит выбор, что лучше залить? Если сопоставлять оригинальную продукцию по советским стандартам с импортным антифризом, выбор лучше делать по климату:

  • в северных регионах можно использовать ТОСОЛ, т.к. вязкость в мороз не меняется и при -65 °C.;
  • на юге страны лучше заливать антифриз, который будет меньше испаряться за счет высокого порога кипения до +130 °C).

Состав ТОСОЛа специфичен и в системе охлаждения (включая радиатор) образует теплоизоляционную пленку. Если зимой такой эффект предпочтителен, то в жару может стать негативным фактором.

Другой момент — возраст двигателя и общая изношенность системы охлаждения. Для старых узлов лучше использовать антифриз за счет более мягких присадок.

Рекомендации по выбору

На рынке расходных материалов для авто встречается продукция разного качества. Ниже советы помогут оградить от покупки низкосортного ТОСОЛа, который можно встретить в магазинах.

Подделки на рынке

Основные свойства оригинального ТОСОЛа — это голубой оттенок и хорошая текучесть. Достаточно взять канистру и взболтнуть. Если наблюдается сильная вязкость, местами жидкость светлее (или темнее), либо на поверхность всплыли примеси — от покупки лучше отказаться.

Сложнее определить подделку модифицированных охладителей. Надежный способ проверить такой продукт — провести сравнение в нескольких магазинах.

Суррогат выдаст себя дефектными свойствами, которые ранее не наблюдались в других магазинах.

Также подделку часто выдает упаковка — изображения и цвета на этикетке некачественные, а на стенках емкости есть грубые швы.

Разновидности тосола

Разные виды современного ТОСОЛа отличаются свойством и долей присадок. Необходимо почитать описание, в котором всегда будут характеристики. Уделить внимание соответствию продукта классу зарубежных антифризов.

Если описание не дает достаточной информации об охладителе, лучше рассмотреть другие продукты.

Определение качества тосола

Самый простой способ проверить хладагент — подвергнуть нагреву и охлаждению. Если в морозильной камере охладитель не затвердел, а в печи не стал испаряться, тогда можно заливать.

Может быть интересно:  Какой антифриз выбрать в 2022 году. Рейтинг лучших охлаждающих жидкостей

Более техничный способ проверки — окунуть в хладагент лакмусовую бумагу и проверить окрас. Если получился синий цвет, то щелочное число находится между 5 и 10. Это соответствует ТОСОЛу высокого качества.

Более низкое значение указывает на большую долю химии и отложений. Если щелочное число очень низкое — это сильно разбавленный водой некачественный антифриз.

Где покупать

Чтобы не нарваться на низкое качество или подделку, рекомендуется приобретать ТОСОЛ (как и другую продукцию) только в надежных автомаркетах.

Во-первых, крупным продавцам важна не только прибыль, но и репутация. А во-вторых, в таких магазинах много покупателей, и в сети всегда можно найти отзывы о товарах.

Популярные вопросы

Мало знать общую информацию о продукте ТОСОЛ и что это такое. Важно уметь подбирать и использовать жидкость. Ниже представлены ответы на вопросы, которые часто задают начинающие водители.

Как часто нужно менять?

Правильнее всего следовать рекомендациям техпаспорта автомобиля и инструкции по использованию от производителя ТОСОЛа. Срок службы 1.5 — 2 года.

Когда машина в движении целыми днями, необходимо ориентироваться по пробегу. Периодичность замены составит 45 — 70 тыс. км в зависимости от возраста двигателя.

На практике рекомендуется наблюдать за оттенком хладагента в расширительном бачке. При наступлении хорошей прозрачности можно приступать к замене.

Как поменять тосол в машине?

Замена охладителя выполняется в несколько простых шагов:

  1. Остановить машину и подождать 30 минут до остывания мотора.
  2. Открыть горловину для заливки, расположенную у радиатора или расширительного бачка (зависит от марки автомобиля).
  3. Возле двигателя найти трубку подачи хладагента в блок и отсоединить. Это может быть один или два краника (второй у радиатора).
  4. Через патрубок слить отработанный охладитель в заранее подготовленную емкость. Потом можно посмотреть оставшийся объем и качество жидкости.
  5. Подсоединить патрубки на место и закрутить краники.
  6. В горловину расширительного бачка или радиатора вставить воронку.
  7. Залить ТОСОЛ до полного уровня.
  8. Сжать и разжать все резиновые трубки для удаления воздуха из системы охлаждения, попадающего в процессе замены.
  9. Долить объем ушедшего хладагента.

Замена тосола выполнена. Но еще требуется, чтобы ОЖ растеклась по всей системе охлаждения. Необходимо выполнить следующую процедуру:

  1. Закрыть крышку на 20 минут. Если потом уровень снизился, долить ОЖ.
  2. Запустить двигатель и подождать разогрева до +30…+40 °C.
  3. Теперь увеличивать обороты до 3000 и держать в течение трех минут.
  4. Выключить двигатель и дождаться остывания до +30…+40 °C.

Такая мера поможет растечься охладителю и выдавить оставшийся в системе воздух. После остывания открыть горловину и долить недостающий объем хладагента.

В процессе слива необходимо обратить внимание на состав старой жидкости. При наличии большой доли отложений перед заливкой потребуется промыть систему охлаждения.

Как разбавить тосол

Концентрат необходимо разводить с водой ориентируясь на сезон:

  • при пропорции 1:1 получится оригинал типа А40 с температурой кристаллизации -40 °C;
  • когда воды в 1.5 раза больше, порог повышается до -30 °C;
  • если разбавить в соотношении 1:2, на выходе будет хладагент, замерзающий уже при -20 °C.

Внимание! Не стоит сильно разбавлять в жаркий сезон, т.к. порог кипения тоже будет снижен. Для летнего периода оптимально соотношение 2:3 (66% воды).

Если попадется концентрат некачественного ТОСОЛа или вода будет сильно грязной, получится жидкость с большой долей примесей. Отвод тепла становится неэффективным, и забиваются трубки системы охлаждения. Поэтому  требуется внимательно отнестись к выбору концентрата.

Смешивание тосола с водой

Почему ТОСОЛ не охлаждает?

ТОСОЛ от надежного производителя и приобретался в проверенном магазине, но двигатель все равно перегревается? И такое происходит, но уже по причине неисправной системы охлаждения:

  • В жару хладагент неэффективно отводит тепло. двигатель с повышением оборотов становится еще горячее.
  • В мороз более вязкая жидкость очень медленно циркулирует по трубкам. Интенсивность накопления тепла в моторе выше скорости удаления.
  • С уменьшением пропускной способности трубки испытывают повышенную нагрузку от напора охладителя и могут разрушиться.

Эти проблемы возникают, если патрубки сильно забились от большого слоя накипи и отложений. Неполадку можно решить промывкой системы охлаждения специальной чистящей жидкостью.

Оцените статью
Все о маслах и присадках для двигателей и трансмиссии
Добавить комментарий

Adblock
detector