Смазке ЦИАТИМ 201 уже более 50 лет и до недавнего времени она оставалась очень популярной для обработки узлов трения. Лишь с появлением сложных смазочных материалов спрос начал снижаться. Насколько эффективна такая смазка для современных автомобилей и оборудования, и стоит ли ее применять сегодня, разберем в статье.

- ЦИАТИМ 201 – что это?
- Состав и свойства смазки
- Характеристики смазки ЦИАТИМ 201
- Преимущества и недостатки ЦИАТИМ 201
- Минусы
- Плюсы
- Где применяется смазка ЦИАТИМ 201
- Применение в автомобиле и промышленности
- Использование в быту
- Чем заменить ЦИАТИМ 201
- Аналоги российского производства
- ЦИАТИМ 202
- ЦИАТИМ 203
- ЦИАТИМ 221
- Литол 24РК
- Зимол
- Лита
- ВМПАВТО MC 1510 BLUE
- ВМПАВТО МС 1630
- Эра
- МС-70
- Аналоги зарубежного производства
- Mobil Mobiltemp SHC 32
- Huskey HTL-500
- Shell AeroShell Grease 22
- Teboil 0-Grease
- Shell AeroShell Grease 6
- Вывод
ЦИАТИМ 201 – что это?
Смазка ЦИАТИМ 201 это густая смесь на основе литиевого мыла, выпущенная в 1960-х годах. Маркировка ГСМ происходит от наименования учреждения, выпустившего его — «Центральный институт авиационных топлив и масел».
Его специалистами были созданы и иные составы, получившие схожие наименования. Многие надежные аналоги также были разработаны еще в СССР.
Ранее существовал норматив по выпуску ЦИАТИМ 201, который регламентировал стандарт ГОСТ 6267-74. Сегодня же нет выдержки обязательных характеристик. Это подтолкнуло некоторых производителей ГСМ выпускать улучшенную версию смазки, добавляя специфические присадки.
Но нужно быть осторожнее при покупке продукции, т. к. есть некачественные смазки и откровенные подделки.
Чтобы точно ответить на вопрос эффективности использования в современных подвижных узлах, нужно рассмотреть свойства ЦИАТИМ 201 и сравнить с аналогами.
Состав и свойства смазки
Смесь получается путем загущения минерального масла стеариновой кислотой (литиевым мылом). В смазку добавляются антифрикционные присадки. Вид и доля присадок определяет оттенок ГСМ — от светло-желтого до коричневого цвета.
Существует несколько версий смазок ЦИАТИМ и все они относятся к литолам. Марка определяется только вязкостью, т.е. степенью загустевания. Она не меняется от добавления иных компонентов.
Поэтому ЦИАТИМ 201 имеет разные характеристики. Производители могут добавлять практически любые присадки и выдавать свою продукцию за популярную смазку (или аналоги иных марок).
Характеристики смазки ЦИАТИМ 201
Для литолов характерна низкая вязкость и большой диапазон рабочей температуры — циатиновая смазка исключение. Но ее особенность в низкой температуре загустения -60 °C.
Также она выделяется внедрением антифрикционных присадок, присутствие которых нехарактерно для аналогов того времени.
ЦИАТИМ 201 — характеристики:
Температура эксплуатации | Интенсивность вязкости при t = -50 °C | Предельный объем свободной щелочи в пересчете на NaOH | Относительный объем испаряемости при t = +120 °C | Предел прочности при t = -50 °C | Температура хранения (транспортировки) | Доля воды в общем объеме |
-60…+90 °C | 1,1 кПа*с | 0,1% | до 25% | 350 — 500 Па | -30…+30 °C | 0% (отсутствует) |
Преимущества и недостатки ЦИАТИМ 201
Все ГСМ отличаются вязкостью, загустителем и присадками, которые определяют их физические свойства. Не существует абсолютного смазочного материала, который можно использовать во всех узлах трения и при любых погодных условиях.
Каждый состав разрабатывается для применения в конкретных механизмах. Поэтому плюсы и минусы смазочных материалов правильнее называть ограничениями.
Смазка ЦИАТИМ 201 — особенности продукции:
Минусы
Большое распространение и отсутствие четкого госрегламента по выпуску имеет и обратную сторону. У производителя есть возможность использовать некачественное сырье и минимум присадок для изготовления смазки, и распространять ее как ЦИАТИМ 201.
Конечно, автовладельцы в этом случае со временем обратят внимание на низкое качество, и перейдут на продукцию иного бренда. Но сам факт наличия таких товаров неприятен.
Из-за низкой вязкости ГСМ обладает крайне слабым сцеплением. Поэтому эффективность падает для подвижных механизмов с неровной поверхностью.
Главный недостаток ЦИАТИМ 201 — низкий предел нагрева. Температура каплепадения составляет +175 °C, но процессы перехода в жидкое состояние начинаются уже с +90 °C.
Поэтому использовать такую продукцию в жару не рекомендуется (особенно для смазывания распределительных и коленчатых валов около двигателя).
Плюсы
Смазку можно хранить при температуре до -30 °C, а в узлах трения сохраняются свойства до -60 °C. Также все литолы могут восстанавливать свои свойства после непродолжительного промерзания. Благодаря этому ЦИАТИМ-201 отлично подходит для обработки подвижных механизмов зимой.
За счет слабых адгезивных свойств у ГСМ естественные противозадирные качества. Это исключает возможное заклинивание в подшипниках. В дополнение смазка не растворяется с водой. Более плотный ГСМ выталкивает влагу и предотвращает окисление металла.
Внимание! У водоотталкивающих свойств есть и обратная сторона. Смазка ЦИАТИМ 201 не разрушает и не растворяет влагу, а лишь не дает ей смешаться с собой.
Вода еще некоторое время находится на поверхности трущихся элементов пока не будет кинетически удалена. Она может впитаться в мягкие ткани материалов и разрушить их. Поэтому эта смазка не используется в судовой и авиационной отрасли.
Не рекомендуется наносить ее на внешние открытые детали с резиновыми сальниками или прокладками.
Сегодня ЦИАТИМ 201 можно купить практически в любом автомаркете или строительном магазине. Стоимость начинается от 600 руб. за кг. Реализуются и небольшие упаковки по 20 гр. для бытовых нужд.
Где применяется смазка ЦИАТИМ 201
Зная свойства материала и ограничения на его использования, можно определить область распространения. Применение ЦИТАТИМ 201 для промазки любых механизмах оправдано при условии, что:
- нагрев смазочных узлов не превышает 80 °C — 90 °C (более высокая температура способствует текучести и снижению плотности и твердости ГСМ);
- у трущихся элементов гладкая поверхность. (при больших зазорах смазка с низкой вязкостью бесполезна, т.к. будет вытекать из полостей без их должной обработки).
Следовательно, ЦИАТИМ 201 можно использовать в быту и промышленности, для автомобилей и стационарного оборудования.
Применение в автомобиле и промышленности
Смазочный материал можно использовать для подшипников скольжения, шарнирных узлов, подвижных валов. ЦИАТИМ 201 можно использовать и для смазки малоподвижных деталей:
- клеммы аккумулятора;
- петли дверей, капота;
- пулевая рейка;
- тросы;
- болты и гайки.
Наиболее практично использовать смазку ЦИАТИМ 201 в регионах крайнего Севера. Материал сохранит свою вязкость даже при сильных температурных колебаниях.
Даже кратковременные морозы ниже -60 °C приведут лишь к временному затвердеванию. После прогрева быстро восстановятся исходные свойства.
ЦИАТИМ 201 нельзя использовать для промазки механизмов возле двигателя. А в жаркий сезон недопустима обработка внешних деталей (дворники, замки).
Хотя переход в жидкое состояние начинается при температуре +90 °C, уже с +55 °C начинается снижаться вязкость. А вместе с ней растет растворяемость в воде. Следовательно, повышается риск образования ржавчины из-за окисления.
В промышленности смазочный материал имеет огромную ценность за счет морозоустойчивости. Она используется для обработки замков, рычагов, муфт. Смазывание подвижных узлов продуктом ЦИАТИМ 201 может преследовать разные цели:
- обработка замков, болтов и кранов помогает избежать заклинивания при сильном промерзании, если ночью был сильный холод и шел мокрый снег;
- промазка петель, рычажных механизмов, коленчатых узлов предотвращает образование толстой корки льда от мороза (которая вызывает окисление металла);
- нанесение на валы и цепи приводов способствует скорому и более плавному запуску двигателя (что экономит моторесурс оборудования).
ЦИАТИМ 201 (наравне с аналогами из данной линейки) распространен для консервации деталей и разборных рабочих органов.
Использование в быту
Смазка ЦИАТИМ 201 имеет широкое применение в частном подворье. Ею можно обрабатывать:
- малоподвижные механизмы (петли дверей и ручки калиток, внешние замки).
- резьбовые изделия (болты, краны, сверла);
- устройства с ручным приводом (колодцы, насосы);
- приводные цепи и ремни;
- передаточные шестерни и червячные механизмы;
- электрические контакты (клеммы АКБ, электродвигателей, наружных счетчиков).
Циатиновый смазочный материал можно использовать в бытовой технике и для хрупких деталей. Для этого можно купить небольшую упаковку объемом 20 г по цене примерно 50 руб.

Чем заменить ЦИАТИМ 201
На рынке ГСМ присутствует большой выбор отечественных и импортных смазок, которые могут послужить заменителем. Но одни будут неэффективны в конкретных условиях, а другие невыгодно применять из-за высокой цены. Поэтому лучше кратко ознакомиться со всеми продуктами.
Аналоги российского производства
Со времен открытия циатиновых материалов было разработано много аналогов с разными свойствами. Смазка ЦИАТИМ также отличается несколькими версиями со своими характеристиками.
Поэтому сегодня можно найти в продаже много конкурирующих составов, и все они практичны в конкретных условиях.
Наименование | Диапазон рабочей температуры, °C | Особенности |
ЦИАТИМ 201 | -60…+90 | – |
ЦИАТИМ202 | -50…+120 | подходит для горячих узлов (возле двигателя или генератора) |
ЦИАТИМ 203 | -50…+100 | наличие плотных амортизирующих присадок |
ЦИАТИМ 221 | -60…+150 | абсолютные водоотталкивающие свойства/применяется для авиационной техники |
Литол 24РК | -40…+120 | «чистая» смазка на литиевом загустителе |
Зимол | -50…+130 | включает незамерзающие присадки, быстро разогревающие ГСМ |
Лита | -50…+100 | устойчивый срок годности 8 лет |
ВМПАВТО MC 1510 BLUE | -40…+180 | в составе жесткие присадки/для механизмов, работающих в условиях высокого давления |
ВМПАВТО МС 1630 | -50…+200 | |
Эра | -45…+65 | не впитывает воду, можно промазать сальники и уплотнения |
МС-70 | -50…+120 | инертность к морской воде, используется для судов |
ЦИАТИМ 202

По свойствам и базовому составу материал не отличается от смазки марки ЦИАТИМ 201. Разница лишь в доле загустителя, которого больше в ЦИАТИМ 202. За счет этого рабочий температурный диапазон «смещен» в сторону повышения.
Более густым ГСМ требуется больше нагрева для перехода в жидкое состояния. Также их сложнее разогреть при затвердевании от мороза.
ЦИАТИМ 203

Повторяет базовый состав ЦИАТИМ 201 и включает вязкие асидоловые присадки. За счет них повышаются противозадирные и антикоррозийность, а также повышает сцепление трущих механизмов.
Применяется в червячных передачах, винтовых парах и силовых приводах. ЦИАТИМ 203 по качеству превосходит все остальные ГСМ в своей линейке. ЦИАТИМ 201 и 202 полностью взаимозаменяемы.
ЦИАТИМ 221

Эта смесь получается загущением масла кальциевым мылом. По вязкости смазка аналогична ЦИАТИМ 201, но отличается свойствами:
- шире температурный диапазон эксплуатации. Можно использовать для обработки узлов трения в мороз и теплую погоду без риска для деталей;
- инертность к воде. ГСМ вообще не контактирует с влагой, а попавшая жидкость кинетически выдавливается от всей площади обработанной поверхности;
Благодаря таким качествам смазка ЦИАТИМ 221 может использоваться для обработки узлов с резиновыми компонентами без риска их износа. Также она распространена в авиационной отрасли и применяется для обработки наружных деталей (фюзеляж, грузовые отсеки).
Литол 24РК

Пластичная смесь линейки ЦИАТИМ любой марки это литоловая смазка. Поэтому у них много общих свойств с продукцией «Литол 24РК». Но «чистый» литол устойчивее к высокой температуре (до +130 °C) и не впитывает влагу.
Вся причина в присадках, повышающих антифрикционные качества циатиновых ГСМ, но и снижающих другие важные свойства. Смазка «Литол 24РК» выпускается без дополнительных компонентов.
Зимол
Всесезонная смазка с отличной водостойкостью. В ее составе есть присадки со сверхвысокой вязкостью. Они присутствуют для быстрого восстановления свойств после длительного хранения на сильном морозе.
Лита

Пластичная смесь с хорошей морозостойкостью. Отличается большим сроком годность до 90 месяцев. Продукция «Лита» часто используется для обработки деталей перед их длительной консервацией.
ВМПАВТО MC 1510 BLUE

Высокоплотная и вязкая смазка, выдерживающая нагрев до +180 °C. Отличается высоким сцеплением и упругостью — именно таких свойств не хватает ЦИАТИМ 201 до практически идеального ГСМ.
Предел выдержки нагрузки для ВМПАВТО MC 1510 BLUE — 50 тыс. кг/см2. За счет этого поддерживаются смазывающие свойства для оборудования, работающего со сверхвысоким давлением (пневматические приводы, насосы и прессы).
ВМПАВТО МС 1630

Аналог описанного выше состава с более широким диапазоном температуры эксплуатации. Смазка ВМПАВТО МС 1630 может заменить ЦИАТИМ 201 во всех случаях, т.к. ее температура промерзания составляет -50 °C – -60 °C.
Эра

Смазка обладает схожими характеристиками с ЦИАТИМ 201, но при этом не впитывает влагу и не изнашивает резину. Ее используются для обработки механизмов с сальниками, прокладками и уплотнительными кольцами.
МС-70

Литоловый материал на основе трансформаторного масла со специфическими присадками. Продукт МС-70 полностью невосприимчив к соленой воде. Он популярен для обработки деталей судов, нефтяных платформ и иных морских объектов.
Аналоги зарубежного производства
Циатиновая литоловая смазка в спросе и за границей. Но вся продукция представлена преимущественно сложными составами с повышенными характеристиками. Это объясняется большим распространением в промышленности, а не среди частных автовладельцев.
Существуют и экспериментальные образцы с превосходными характеристиками, но и высокой ценой.
Наименование | Диапазон рабочей температуры, °C | Особенности |
Mobil Mobiltemp SHC 32 | -50…+180 | высокая вязкость, для узлов с работой в тяжелых условиях |
Huskey HTL-500 | -75…+221 | выдерживает резкие скачки температур в течении короткого времени |
Shell AeroShell Grease 22 | -65…+204 | большой объем присадок, эффективность смазки новых деталей |
Teboil 0-Grease | -30…+130 | высокая текучесть NLGI 0), для маломощного оборудования |
Shell AeroShell Grease 6 | -40…+121 | улучшает сцепление подвижных узлов и механизмов трения |
Mobil Mobiltemp SHC 32

Смазка на основе синтетического масла. Обеспечивает крайне низкое трение смазывающим деталям. Превосходит ЦИАТИМ 201 противозадирными и антиокислительными свойствами. Рекомендуется к применению для механизмов, работающих в тяжелых условиях.
Huskey HTL-500

Получается путем сильного загустевания синтетического масла и добавлением политетрафторэтиленовых присадок. Такой состав обеспечивает устойчивость материалу при разбросе температур до 300 °C, в т.ч. с большими скачками значений.
Смазка экологически чиста и безопасна для организма. Ее можно хранить в больших объемах рядом с жильцами и питомцами.
Shell AeroShell Grease 22

Синтетическая смазка, в составе которой есть микрогели и ингибиторы. Продукция широко распространена для новых и прошедших капитальный ремонт агрегатов, работающих в сложных условиях с резкими скачками температуры.
Teboil 0-Grease

Это очень жидкая смесь, рассчитанная на обработку хрупких и гладких деталей. Это из-за использования в качестве основы легкого минерального масла в качестве основы. Эту продукцию рекомендуется применять во всех узлах, для которых смазка ЦИАТИМ 201 слишком вязкая.
Под маркой Teboil выпускается много разных составов. Но у 0-Grease вязкость 0 по NLGI. Для сравнения, отечественные циатиновые ГСМ выпускаются с консистенцией от NLGI 2.
Из-за высокой пластичности и мягкости продукция Teboil 0 Grease может использоваться только в небольших установках с относительно низкими нагрузками (бензопила, рулевая рейка).
Shell AeroShell Grease 6

Смазка на минеральной основе, включающая много ингибиторных наполнителей. За счет таких присадок продукт улучшает сцепление соединительных узлов и снижает их трение. Используется для червячных и шестеренных механизмов.
Вывод
Сегодня доступно много смазывающих материалов под любые цели. Но лишь немногие продукты могут поддерживать свои свойства при аномальных морозах. А учитывая доступность, смесь ЦИАТИМ 201 будет вне конкуренции. Пластичный материал хорошо защищает многие подвижные и трущиеся поверхности от износа и окисления.

В современном мире автосервис стал доступным для всех. Тем не менее большинство владельцев автомобиля стараются сэкономить на простом обслуживании. И что бы они “не наломали дров” мы делимся своим опытом и знаниями на этом сайте.