Расшифровка масла 5w40, что означает его маркировка

Чтобы снизить трение в двигателе, рекомендуется залить в свой автомобиль моторное масло. Для российских регионов подходит смазка категории 5w40. Она защищает подвижные части мотора от износа, повышает его эффективность, снижает расходы топлива. В статье мы узнаем, какова 5w40 расшифровка и что за особенности есть у смазки.

Расшифровка SAE – для чего это нужно

Узнать расшифровку масла 5w40 возможно в специальной технической литературе. Автомобильные смазки обыкновенно маркированы по общепринятому стандарту SAE. Числа указывают на 1 из ключевых показателей автомасла – его индекс вязкости.

От этой характеристики зависит распределение масляной жидкости по трущимся элементам, стойкость пленки масла при разных температурах.

Данные параметры автомасел считаются ключевыми, предотвращают сухое трение, быстрое изнашивание и неисправности силового агрегата, продлевают его эксплуатационный период.

Главное назначение смазки – не допускать трения движущихся элементов двигателя, делать камеры сгорания полностью герметичными. Показатели любой марки автомасла значительно меняются при перемене температуры в моторе.

Стоит отметить, что температура непосредственно смазки зачастую различается с температурой охладителя, отображаемой на особом индикаторе приборной панели.

К примеру, если мотор при работе имеет температуру в девяносто градусов, то автомасло способно нагреться до ста пятидесяти.

Вязкость масла при таких условиях будет сильно отличаться от вязкости при температуре окружающей среды. Смазка с оптимальным вязкостным индексом продлевает срок работы мотора и увеличивает его надежность, так как пленка масла долго удерживается на трущихся деталях и не исчезает при высокотемпературном воздействии.

Заливка масла в двигатель

Классификация моторных масел

Для того чтобы и потребителям, и изготовителям было проще выбирать оптимальный тип смазки применительно к мотору и его эксплуатационным условиям,

Общество инженеров США разработало классификацию SAE J300. Общество инженеров создали в Америке в 1905, чтобы разрабатывать подборки технических документов.

Постепенно множество SAE-стандартов сделались мировыми. Данный стандарт классифицирует автомасла по условиям использования и вязкостным индексам. Выделяют масла для зимы, лета и любого сезона. Все они подразделяются по вязкостным индексам.

Смазка для зимы обладает маркировкой с буквой «w». SAE выделяет шесть типов зимнего автомасла. Вместо буквы может стоять тире либо дробная черта. Смазки для лета маркируются лишь числом, к примеру, SAE 40. Здесь тоже выделяют шесть типов.

Сегодня распространённее всего всесезонные смазки, потому что при их применении не нужно заменять масло в двигателе каждый сезон. В маркировке 5w40 1-ое число указывает на категорию, к которой по низкотемпературной вязкости причисляется смазка.

Таблица SAE - масла 5w40

Если из данного числа вычесть 30-35, можно узнать приблизительную температуру застывания, ниже которой автомасло не способно обеспечить надежность и безопасность запуска мотора без предварительного прогревания, может попросту замерзнуть.

Залив 5w40 зимой, вы сможете гарантированно запустить мотор, если температура составляет от -25 до -30 градусов.

Общеизвестно, что чем холоднее на улице, тем сильнее густеет смазка. Следовательно, стартеру сложнее обеспечить нужный изначальный импульс для пуска силового агрегата, потому что мотор подвергается замерзанию.

В зависимости от состава различают несколько видов смазок, а вливать нужно жидкость подходящей категории. Чтобы упростить жизнь водителям, было разработано несколько классификаций, которые оговаривают физические свойства, качество очистки. Популярными системами являются классификации SAE, API. Кратко рассмотрим их:

  • SAE. Эта классификация делит смазки по температуре окружающей среды, в соответствии с которым применяется жидкость. Смазочному составу присваивается код (одинарный или двойной), расшифровка которого отражает температурный режим – 30, 40, 5W, 10W, 0W40, 5W40. Жителям России рекомендуется покупать масла с двойной маркировкой, поскольку они являются всесезонными.
  • API. Эта классификация делит смазки в зависимости от количества примесей. Различают два больших класса – S (бензин) и C (дизель). Может присваиваться дополнительный второй индекс, который отражает чистоту – SM, SN, SL, CF, CI, CJ и другие. Чем ближе второй индекс к концу английского алфавита, тем качественней состав. Оптимальное для России – SN (бензин) или CF (дизель).

Рекомендуем к прочтению: В чем разница 5w40 и 0w40?

Характеристика 5w40

В России среди водителей пользуется масло категории 5W-40. Расшифровка указывает – состав отличается сбалансированными техническими свойствами, а использовать его можно как зимой, так и летом.

Он надежно снижает трение, а также защищает внутреннюю поверхность мотора от задира, коррозии, образования вредоносных примесей, пены.

Другая особенность – высокая доступность (много марок, можно купить в магазинах или онлайн).

Вязкость масла

2-ое число в маркировке указывает на наименьшую и наибольшую вязкость моторного масла при 100-150 градусах. Иначе говоря, это максимальный температурный предел, при котором смазка не изменяет собственных параметров, сохраняет пленку.

Расшифровка масла 5w40, что означает его маркировка
Изменение вязкости от температуры

В жарких местах предпочтительно использовать автомасло с индексом 40-50. Можно сделать вывод, что, благодаря вязкости 5w40, данную смазку возможно заливать практически в любом городе России.

Чем больше данное число, тем при более высоких температурах возможно применять автомасло. Для умеренного климата оптимальны смазки с индексом 30-40.

Для тропического климата потребуется SAE 60. Еще масла с высоким вязкостным индексом используются в спорткарах. В обыкновенных автомобилях использование автомасла с вязкостью, которая гораздо больше рекомендованной изготовителем, зачастую доводит до высоких нагрузок на поршни с цилиндрами, снижению мощности и ресурса.

Нужно помнить, что любая 5w40 характеристика считается усредненной, не отражает точных показателей, таких как температура вспышки.

Любая смазка при производстве тщательным образом проверяется, проводятся измерения кинематической/динамической вязкости по всему температурному диапазону.

Основываясь на полученной информации, масло относят к определенному типу. Ввиду этого при подборе автомасла нужно знать, какое из них рекомендовано для вашего авто.

По SAE густота масла отражает способность жидкости сохранять технические свойства при разных температурах. Если залить слишком жидкое масло, то уровень защиты будет недостаточным, а в движке быстро начнут образовываться задиры, накипь.

Если применять слишком густое, то это ухудшит функционирование мотора, что увеличит расходы топлива, снизит КПД двигателя. Информацию о вязкости и других параметрах 5W-40 с расшифровкой можно посмотреть в таблице:

Наименование показателяМетоды испытаний5W-40
Плотность при 15 °С, кг/м3ГОСТ 3900 /
ASTM D4052
858
Вязкость кинематическая при 100 °C, мм2/сГОСТ 33 /
ASTM D445 /
ГОСТ 53708
14,2
Индекс вязкостиГОСТ 25371 /
ASTM D2270
176
Динамическая вязкость CCS, мПа-сASTM D5293 /
ГОСТ Р 52559
5196
(при -30 °C)
Динамическая вязкость MRV, мПа-сASTM D4684 /
ГОСТ Р 52257
34467
(при -35°C)
Щелочное число, мг КОН на 1 г маслаГОСТ 113628,5
Щелочное число, мг КОН на 1 г маслаГОСТ 30050 / 
ASTM D2896
10,8
Зольность сульфатная, %ГОСТ 12417 /
ASTM D874
1,4
Испаряемость по методу Ноака, %ASTM D580012,4
Температура вспышки в открытом тигле, °СГОСТ 4333 /
ASTM D92
220
Температура застывания, °С ГОСТ 20287
(метод Б)
-40

Внимание! В зависимости от марки моторного масла показатели могут отличаться (расшифровка отклонений указывается на таре).

Химическая основа

Смазка 5w40 может быть минералкой, синтетикой или полусинтетикой. Минералка дешевле, чем полусинтетическое и синтетическое масло. Синтетика считается самой химически стабильной, не меняет собственных характеристик даже при высоких нагрузках.

Применение минералки 5w40 целесообразно лишь в старых машинах, которые произведены до 2000 года. Заливка подобного автомасла в новые авто допускается, если строго соблюдать сроки замены.

Рекомендуется данные сроки уменьшать. Синтетическую смазку нужно применять в спорткарах и других машинах премиум-класса.

Для прочих автомобилей полусинтетическое масло будет самым подходящим. Нужно помнить, что нельзя мешать минералку с любым другим типом масляной жидкости.

Смешивание синтетики и полусинтетики допускается лишь тогда, когда это рекомендовано производителем автомасла.

Если вам требуется универсальное масло, которое обеспечит надежный запуск двигателя вашего автомобиля в жаркую и холодную погоду, обратите внимание на 5w40.

Это оптимальная для российских климатических условий смазка, которая продлевает срок службы мотора и не требует частой замены.

Ее стоимость зависит от конкретного изготовителя масла. Не стоит пытаться сэкономить, ведь смазка – не просто расходник. Это значимый компонент двигателя, низкое качество которого способно очень плохо отразиться на вашем автомобиле.

Расшифровка обозначения 5W40

Кодировка моторного масла имеет следующую расшифровку по SAE:

  • Код состоит из двух частей – 5W и 40. Расшифровка означает, что смазка относится к всесезонным, а использовать ее можно в холодную и теплую погоду.
  • Расшифровка первого индекса 5W указывает, что смазку допускается применять при отрицательных температурах до -35 градусов. При соблюдении этого режима она сохраняет технические свойства (вязкость, защита).
  • Расшифровка второго индекса 40 отражает, что моторную смазку можно использовать при температурах до +40 градусов. При соблюдении этого режима технические свойства жидкости будут на высоте.

Типы моторных масел

По составу различают такие виды 5W40:

  • Минеральные – отличаются гетерогенным молекулярным составом, не содержат полезных присадок. Поэтому физические свойства у минералки посредственные (средняя защита от задиров, коррозии, трения). Рекомендуется заливать ее в старые автомобили, выпущенные до 2005 года. Плохо справляется с тяжело нагруженным транспортом. Текущая цена – низкая, доступность – средняя.
  • Синтетические – образуется после ряда превращений, в результате которых получается однородная чистая жидкость. На финальном этапе обработки вносятся дополнительные присадки. Синтетика отличается прекрасными техническими свойствами – оптимальная защита от трения, коррозии и задиров, снижение уровня атмосферных выбросов, экономия топлива, минимизация пенообразования. Рекомендуется вливать в новые авто, тяжелонагруженные грузовики и спорткары. Цена – высокая, доступность – средняя.
  • Полусинтетические – по расшифровке содержит как минеральные, так и синтетические фракции + полезные присадки, которые улучшают качество защиты на дороге. Полусинтетика – компромиссный вариант масла, а заливать ее можно в любые машины (за исключением тяжелонагруженных). Обеспечивает хорошую защиту от коррозии и задиров, минимизирует риск образования вредоносных частиц при сгорании топлива. Стоимость – средняя, доступность – высокая.
Типы масел

Внимание! Водителям-новичкам, которые недавно купили новенькую машину, рекомендуется брать синтетику и полусинтетику. Хотя можете переговорить с автомобильным механиком – если он разрешит, можно заливать и минералку.

Преимущества

У этой категории есть много преимуществ. Рассмотрим их:

  • Хорошие технические свойства. 5W40 создает на внутренней металлической поверхности двигателя тонкую пленку, которая защищает от задиров, перепадов температуры, коррозии. Это продлевает срок годности движка, а также уменьшает расходы топлива. Чем чище масло, тем прочнее поверхность плёнки.
  • Оптимальный температурный режим. 5W40 хорошо работает при условиях от -35 до +40 градусов, что подходит для большинства российских регионов. Хотя если Вы живете в самых южных и северных регионах, то имеет смысл купить специализированный состав.
  • Широкая доступность. В продаже можно встретить много марок, физические свойства которых незначительно отличаются. Купить состав этой категории можно во многих интернет-магазинах онлайн, автомастерских, супермаркетах.
  • Простота хранения. 5W40 не нуждается в особых правилах ухода, транспортировки. Хранить жидкость следует в темном сухом месте (в гараже, погребе, подвале, на складе). Стандартный срок хранения – 5 лет. Хотя если открыли тару, то срок годности уменьшается до 3 лет.

Масла 5w-40 и 5w-30 – что взять?

По физическим свойствам на 5W40 похоже на масло с обозначением 5W30. Однако опытные водители советуют покупать первую жидкость:

  • Более широкий диапазон температур. 5W40 применяется в пределах от -35 до +40 градусов. 5W30 обладает более узким температурным диапазоном – его можно применять от -35 до +35 градусов. По цене жидкости примерно одинаковые, однако 5 дополнительных градусов будут не лишними (критично для теплых регионов).
  • Повышенная экологичность. Жидкости 5W40 содержат присадки, которые заметно снижают вред, наносимый окружающей среде. В жидкость 5W30 их кладут заметно реже, поэтому покупать следует 5W40.

Внимание! Также учитывайте специализацию движка. Поэтому откройте инструкцию (там стандарт SAE должен быть указан). Либо посетите хорошую автомастерскую – по марке машины механик пробьет оптимальную жидкость.

Различия синтетики и полусинтетики

5W40 выполняется на различной основе. Это синтетика, полусинтетика и минералка. Последняя категория смазок практически вышла из употребления, поскольку она отличается посредственными техническими характеристиками.

Минералка по всем параметрам (кроме цены) проигрывает синтетике и полусинтетике, поэтому водители почти полностью отказались от применения минеральных составов.

Для каких моторов применяется синтетика и полусинтетика

Их можно заливать в моторы всех авто (как старых, так и новых) с любым уровнем нагрузки. Подойдет для машин, грузовиков спецтехники.

В спорткары и авто, следующие на большие расстояния, рекомендуется заливать синтетику, поскольку она отличается чистым однородным составом, что важно при очень высоких нагрузках.

Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика?

Синтетика является более качественной смазкой. Она содержит больше полезных присадок, у нее повышенная защита от задиров и коррозии, она эффективнее снижает расход топлива.

Однако иногда покупка полусинтетики будет более оправданным шагом – объясняем, почему это так:

  • Чистая синтетика обычно рассчитана на тяжелонагруженные авто (она содержит специальные присадки, которые обеспечивают более высокий уровень защит). Это могут быть автокары, грузовики, следующие на большие дистанции, легкая спецтехника.
  • Если пользуетесь легковой машиной в обычном режиме (не въезжаете на высокие горы, не путешествуете на дальние дистанции), то покупка чистой синтетики будет невыгодна. Потратите лишние деньги (полусинтетика дешевле), а выигрыш получите абсолютно минимальный.

Все о смешивании 5w-40

Когда смазка подошла к концу, в двигатель необходимо влить новую порцию смазочной жидкости. Производители рекомендуют заливать то же 5w40 масло, что Вы использовали ранее.

Смешивать различные смазки не рекомендуется, поскольку сложно спрогнозировать физические свойства получившегося состава. Однако иногда смешивание все же допускается – ниже рассмотрим основные сценарии сочетания.

Смешивание масел

Сочетание разных типов

Правила расшифровки указывают – при смешивании масел разного типа физические характеристики получившейся смеси будут стремиться к средним показателям (хотя точные свойства без специального оборудования предсказать сложно). О смешивании помните следующее:

  • Минералка и полусинтетика достаточно хорошо смешивается друг с другом, однако Вы получите жидкость с посредственными свойствами.
  • Синтетика и полусинтетика хорошо смешиваются. Получившаяся смесь будет отличаться неплохим составом, сохранит вязкость.
  • Минералку и синтетику можно смешивать, если в синтетическую жидкость входят полиальфаолефины (иначе смесь получится скверной).

Смешивание синтетики разных производителей

Смешивать составы разных производителей можно, если у них совпадает классификация API. Например, у Вас есть жидкость класса SN производителя Лукойл – тогда ее можно смешивать с аналогичным составом категории SN Мотул, а вот смешивать с расшифровкой CF уже будет нельзя.

Хотя обратите внимание, что в продаже есть смазки комбинированной категории. Например, SN/CF одного производителя можно смешивать с SN и CF других марок.

Смешивание с разной вязкостью

Расшифровка указывает – если у моторных масел сильно отличается показатель вязкости, то смешивать их не рекомендуется. Физические свойства получившейся смеси предсказать сложно.

Хотя в случае крайней необходимости (например, Вы находитесь в отдаленном регионе РФ) смешать разрешается, однако при первой возможности нужно удалить смесь, заменить ее на качественный однородный состав со стабильной вязкостью.

Смешивание разных производителей

Здесь действует то же правило:

  • Если у смазок совпадает классификация по API, со смешивать их разрешается.
  • Если не совпадает, то делать это не рекомендуется, поскольку сложно предсказать физические свойства.

Смешивание одного производителя

Тут правила несколько усложняются:

  • Если Вы имеете дело с одной и той же маркой, то смешивать допускается (ведь компоненты одинаковые).
  • Если планируете смешивать разные марки одного производителя, то обратите на класс API (он должен совпасть).

Смешивание полусинтетики и синтетики

Делать такую смесь допускается. По итогу получится однородный состав, который будет надежно смазывать движок, что обеспечит хороший уровень защиты мотора от коррозии, задиров, примесей. Однако будет большим плюсом, если классификация по API у изначальных жидкостей совпадает.

Рекомендуем к прочтению: Можно ли мешать синтетику и полусинтетику в двигателе?

Марки масла 5w-40

Сегодня продается несколько десятков марок жидкостей. Рассмотрим топ самых качественных составов, которые пользуются наибольшим спросо у россиян:

  • BP Visco 5000. Расшифровка указывает, что это неплохая синтетика, которая обеспечивает хороший уровень защиты. Дешевое (300-400 рублей), продается онлайн и в магазинах. Однако по отзывам быстро стареет и плохо справляется с высокими нагрузками. Поэтому не рекомендуется заливать в спорткары и тяжелые грузовики.
  • Castrol Magnatec A3/B4. По расшифровке – противопенистая автомобильная синтетика; эффективно экономит топливо (при длительном использовании расход снижается на 3-5%). Подойдет как легковых машинам, так и грузовикам или спорткарам. Стоит Кастрол Магнатек 500-600 рублей.
  • Mobil Super 3000. Расшифровка показывает – это высококачественная универсальная синтетика, которая отличается хорошими техническими свойствами, снижает топливные расходы и содержит “экологические” присадки. Мобил подойдет любым авто. Единственный недостаток – высокая цена (700-800 рублей).
  • Shell Helix HX8. По расшифровке и техническим свойствами – ближайший конкурент Mobil, который обладает идентичными характеристиками (защита, экологичность, снижение расходов). Автомасло Шелл Хеликс можно залить в любые машины. Отличается небольшой ценой – 600-700 рублей.
  • G Energy F Synth C2, C3 5W-30, 5W40. Энергосберегающий состав на синтетической основе. Продается онлайн, в магазинах можно столкнуться с подделкой. Рекомендуется заливать в двигатели, работающие на низких и средних нагрузках. Снижает риск пенистости. Цена – 400 рублей.
  • Тотал Quartz 5w-40. Чистое масло-полусентитка, содержащее противопенистые, экологические присадки. Уменьшает расходы бензина/дизеля при постоянном использовании. Следует покупать онлайн (в магазинах встречаются подделки). Подходит для машин, грузовиков, автобусов, легкой техники. Стоимость – 500 рублей.

Внимание! Примеры других неплохих смазок – Мотюль 8100 X-Clean, Elf (Эльф) Evolution 900 SXR, ZIC (ЗИК) OIL X9 5W-40, Роснефть Premium, Ликви Моли Top Tec 4100, Рольф GT SN/CF.

Как расшифровывается маркировка автомасла 5w40

Давайте подведем итоги нашей статьи. 5W40 – это смазка, которое подойдет для круглогодичного применения.

Расшифровка указывает, что ее рекомендуется использовать при температуре от -35 до +40 градусов. Она подходит для большинства российских регионов (кроме самых холодных или теплых).

Жидкость универсальна – ее можно влить в автомобили, грузовики, спорткары. При наличии выбора рекомендуется заливать синтетику или полусинтетику (органика является менее качественной).

Смешивать смазки различных категорий не рекомендуется, поскольку физические характеристики получившейся смеси будет предсказать сложно.

Однако при необходимости допускается это делать (большим плюсом будет, если классы по API совпадают). В продаже можно найти десятки марок моторного масла с расшифровкой 5W40.

Топовые смазки – BP Visco, Castrol, Mobil, Shell. Если сомневаетесь с выбором марки, проконсультируйтесь с автомехаником. Хранить следует 5 лет с даты открытия в сухом затемненном месте (подвал, склад, гараж).

Оцените статью
Все о маслах и присадках для двигателей и трансмиссии
Добавить комментарий

Adblock
detector