Какое масло лучше заливать в двигатель – на что обратить внимание

Моторные масла

На рынке большой ассортимент автомасел. Но какие из них можно заливать, и что важно учесть при выборе. Эта статья поможет разобраться, как выбирать лучшие масла, и какие из них точно не подходят для конкретного двигателя.

Замена масла

Для чего нужно моторное масло

При работе двигателя вал совершает тысячи оборотов в минуту. Поршневая группа находится в постоянном трении, а температура достигает сотни градусов.

Чтобы исключить перегрев и выход из строя силового агрегата используется автомасло. Оно покрывает все механизмы, создавая масляную пленку между соприкасающимися элементами.

В результате трение уже не становится критическим, температура снижается, а детали служат дольше. При этом важно, чтобы масло было хорошо очищено.

Между стаканами блока цилиндров и поршнями расстояние составляет десятые части миллиметров. Твердые включения даже микроскопических фракций приводят к неисправностям.

Виды моторных масел

Наиболее распространенное минеральное масло получается естественным путем после очистки сырой нефти. Оно самое дешевое, обладает хорошей текучестью и хорошо смазывает рабочие механизмы двигателя.

Но при низкой температуре минеральные жидкости начинают замерзать и повышается вязкость. В результате падает общая эффективность автомасла, а при загрязнении быстрее образуются твердые включения.

Для использования в морозную погоду используется синтетическое масло, которое сохраняет свою текучесть. Оно получается путем добавления в состав активных веществ (присадки). Они сохраняют тепло в холод и не дают замерзнуть основному веществу.

Несмотря на эффективность, синтетические автомасла лучше не заливать в теплый сезон по двум причинам:

  1. Жидкость быстрее загрязняется (из-за тех самых активных веществ, которые не дают ему замерзнуть).
  2. Выше риски перегрева (из-за большего содержания тепла на единицу объема).

В межсезонный период выгоднее использовать полусинтетическое масло. Это такая же синтетика, но с меньшей дозой активных веществ.

Также предлагаем к прочтению: Аналоги Циатим 221

Канистры с автомобильным маслом

Какие лучшие по составу моторные масла можно рекомендовать? Единого ответа нет по простой причине — не существует универсального состава, который был бы одинаково эффективен в жару и мороз. При покупке рекомендуется исходить из ряда факторов:

  1. Цена.
    Всегда лучше заливать самое выгодное по составу автомасло, т.к. лишняя переплата не имеет смысла (незачем покупать синтетику в жару).
  2. Климат региона.
    В средней полосе и северных широтах большие заморозки часты, поэтому лучше заливать синтетику. На юге России, Северном Кавказе и в Казахстане достаточно использовать минеральное масло и изредка заливать полусинтетику.
  3. Пробег.
    Более старые двигатели сильнее изношены и риск выхода из строя выше. Поэтому лучше ограничить использование синтетических продуктов.

Допуски или что означают буквы и цифры на канистре

Каждое моторное масло для любого двигателя имеет свою цифробуквенную маркировку, которая отражает его характеристики. Также каждый производитель использует разный стандарт маркировки своей продукции.

SAE

Society of Automotive Engineers — совет автоинженеров США. Стандарт несколько раз менялся и сегодня действует стандарт SAE J300.2013. У него несколько десятков индексов, обозначающих эксплуатационные характеристики.

В наименовании от SAE 0 до SAE 60 цифра указывает на нижний предел температуры. Если в конце стоит буква W (SAE 0W) — можно заливать в мороз. Если присутствует маркировка в виде интервала (например, 0W 40), автомасло всесезонное.

Существуют и специальные автомасла (SAE 16, SAE 8). Их вязкость близка к воде, и они не применимы для двигателей обычных автомобилей.

Как определить сезон по SAE

ACEA

Европейский стандарт масел — Association des Constructeurs Europeens d’Automobiles. Он предусматривает разделение продукции на 3 категории:

  1. A (B) — для бензиновых (дизельных) двигателей с высоким уровнем (SAPS) образования сажи от выгорания;
  2. C — все типы двигателей с Low SAPS, у которых присутствует катализатор с сажевым фильтром;
  3. E — все виды коммерческого транспорта.

Цифра возле буквы указывает на эффективность скопления и фильтрации сажевых продуктов выгорания. Для двигателей категории A/B большая цифра указывает на более интенсивное образование сажи.

А для моторов типа C, наоборот, повышенное качество фильтрации. Следовательно, автомасла A1/B1 и C1 будут близки по составу, A5/B5 и C5 — сильно отличаются.

Может быть интересно:  Как подобрать лучшее моторное масло для автомобиля

С 2021 внесены изменения в стандарты ACEA:

  • A3/B3 заменен на A7/B7, т.е. стали выпускаться автомасла для более старых двигателей, которые отличаются еще большим выгоранием без отработки;
  • C1 заменен на C6, что можно объяснить появлением более совершенных моторов с улучшенной фильтрацией продуктов сгорания (он соответствует марке C5, но экономичнее).

Коммерческие автомашины группы E изменения не затронули.

Обозначения на ярлыке банки с маслом

API

Один из ранних стандартов автомасел, введенный Американским Нефтяным Институтом еще в 1969 году.

По классификации API, автомасла делятся на две категории по типу двигателя:

  • S — бензиновые;
  • C — дизельные.

Существуют еще узкоспециализированные энергосберегающие автомасла ES/EC, которые не применимы для обычных автомобилей.

За основным обозначением идет второстепенная буква, указывающая на поколение масла для автомобиля. К моменту образования стандарта появились сразу 3 допуска по API. Порядок ввода и отмены:

  • SA — заливали в моторы 20-30 г.в. прошлого века;
  • SB — авто до 1964 г.в.;
  • SC — легковые и грузовые ТС до 1968 и 1971 г.в. соответственно;
  • SD — улучшены свойства предотвращения окисления (в остальном аналог SC) отмена SA;
  • SE/CC — для машин 70-х г.в., введение стандарта для дизельных двигателей.

Хорошее автомобильное масло для современных двигателей маркируется SN/CF. Самый ранний еще действующий класс — SF/CD, предназначенный для автомобилей 1980 — 89 г.в.

Классификация моторных масел по API

ILSAC

Это классификация Международного Комитета по Стандартизации и Апробации Моторных Масел, которая была образована совместными американо-японскими усилиями. Она используется исключительно для продукции, которые классифицируются по API и только для бензиновых двигателей.

Проще говоря, применение ILSAC-стандартов — это повышение требований к качеству автомасла конкретной категории. Ниже таблица показывает, для каких масел применяются эти правила.

APISHSJSLSMSN
ILSACGF-1GF-2GF-3GF-4GF-5

 Внимание! Стандарты ILSAC лишь дополняют, но «не перекрывают» требования по API. Следовательно, продукция с маркировкой SM GF-4 будет соответствовать по качеству аналогу SM.

Значения ILSAK

ГОСТ

Российский стандарт качества, применяемый к любой серийной продукции, в т.ч. и моторным маслам. С 2017 года введен новый стандарт ГОСТ 17479.1-2015 качества моторных масел, который действует в странах ЕаЭС.

По ГОСТ обозначение автомасла включает три индекса:

  1. В начале буква «М», указывающая, что это автомобильное масло;
  2. Далее следует значение вязкости и сезонность применения, например: 30 (лето), 5з (зима), 3з/15 (всесезонное);
  3. Третий индекс указывает на долю присутствующих фосфорсодержащих соединений в автомаслах (снижающих окисление) и тип двигателя, например: Б1 для малолитражных авто «на бензине», и Е2 для «дизелей» с турбонаддувом».

Масла для бензиновых двигателей маркируются в конце подстрочной цифрой «1», а для дизельных систем — «2».

ГОСТ стандарт допускает использование маркировки, стилизованной под стандарт API (например, указать 4W/35 вместо 4з/25).

Нюансы допусков Meets или Approved

В результате жесткой конкуренции производители моторных масел придумывают все новые маркетинговые ходы. Популярный трюк — указать, что их продукцию лучше заливать в автомобили конкретного бренда, и это рекомендовано автозаводом.

Но нужно быть внимательным, есть два типа пометок:

  1. Approved.
    Надпись подтверждает, что автоконцерн действительно рекомендует заливать автомасло. Он может сам выпускать свое автомасло, либо оно появляется в результате сотрудничества производителей автомобилей и масляных продуктов. О них всегда лучше узнать из официальных обзоров авто.
  2. Meets.
    Эта метка «рекомендует» заливать автомасло в машины конкретных марок. Только теперь утверждение исходит лишь от компании, выпустившей жидкость. А действительно ли это так? А если и так, какие были тесты моторных масел и приводились ли они в сотрудничестве с автоконцерном — остается только верить.

Поэтому лучше вообще не обращать внимания на такие метки. Автомасло для конкретной марки выбирать с надписью Approved.

Appruved на ярлыке банки с маслом

Новые требования Евро 4 и 6

К эксплуатации на территории государств Евросоюза допускаются автомобили с низким уровнем выхлопов. Такое требование связано с «зеленой» политикой стран, предусматривающей снижение выбросов углекислого газа.

В первую очередь это экологический стандарт, и регулирует результат работы моторного масла, а не его свойства.

Правила прописаны в документе EN 590:2009 и включает шесть стандартов от Евро-1 до Евро-6. С этими же требованиями считаются российские производители и опираются на стандарт ГОСТ 32511-2013 (который дублирует EN 590:2009).

Евро-4 введен в ЕС в 2008 году, и сейчас происходит постепенный переход на более высокие экологические нормы. В РФ он остается минимально допустимым для выпуска топлива и масел. С 2015 года Европа переходит на Евро-6.

Он предусматривает выбросы CO2 легковым транспортом в объеме не выше 130 г/км. Требования для других вредных веществ не менялись (т.е. соответствуют Евро-5):

  1. CH 0.05 г/км;
  2. NOy 0.06 г/км.
Может быть интересно:  10 лучших масляных фильтров: рейтинг 2022 года для ВАЗ и иномарок

Какое масло лучше заливать в двигатель

Помимо базовых характеристик автомасла вроде допуска и состава, лучше учесть и текущее состояние автомобиля. На выбор влияет ряд важных критериев, а именно:

  1. Инженерная конфигурация.
    Толщина шлангов, материал поршней, объем картера и др. физические характеристики движка.
  2. Состояние мотора.
    Детали агрегата с пробегом 15 — 50 тыс. км уже изношены и требуют бережливого обслуживания.
  3. Качество используемого топлива.
    По некоторым форматам (ACEA) выбор лучше делать исходя именно из сажевых отложений — их доля зависит от качества горючего.

Энергосберегающее масло

Если по существу — к энергосберегающим продуктам можно отнести любые моторные масла с крайне низкой вязкостью, близкой к воде. Они быстрее нагреваются и повышают температуру внутри двигателя. Это способствует максимальной переработки горючего и снижению расхода.

Внимание! Лучшие энергосберегающие моторные масла выгодны снижением расхода топлива, но они легко испаряются. Если двигатель перегреется по иным причинам, не связанным с маслом (плохое качество горючего), жидкость испарится, и детали сильно износятся. Поэтому лучше заливать только энергосберегающие масла, которые официально допускаются автопроизводителем.

Для оппозитного двигателя

Такие двигатели отличаются зеркальным поочередным расположением поршней и встречаются у Subaru. Их особенность конструкции — менее толстые детали и стенки цилиндров. Также у них более тонкие масляные каналы, идущие от картера.

Следовательно — им лучше заливать более «мягкое» моторное масло с малой вязкостью и минимальным содержанием активных веществ. К таким жидкостям относятся продукты класса A3/B3 по стандарту ACEA.

Для турбированых двигателей

По охлаждению и износостойкости, атмосферные двигатели и с турбонаддувом ничем не отличаются. Кроме одного — турбированые агрегаты появились недавно.

У них выше требования к зольным и сажевым отложениям (Low SAPS). У них также более узкие масляные шланги. Следовательно, лучше использовать автомасла высокой текучести.

Если не получается найти высококачественное топливо (что актуально для провинциальных районов СНГ), лучше не заливать высокотемпературные автомобильные жидкости.

Использовать менее вязкое моторное масло, по отзывам владельцев «турбированых» авто, будет правильнее.

Выбор масла для мотора на газу

Если установлено ГБО «на метане», за выбор автомасла можно не беспокоиться, т.к. температура сгорания СУГ даже немногим выше по сравнению бензином и ДТ (+2200 °C против +2500 °С).

Подбор нового автомасла потребуется лишь при переходе на газобаллонное оборудование, работающее на жидком пропане. При его сгорании температура в камере достигает +2700 °C, т.е. выше, чем при использовании бензина. Лучше перейти на немного более вязкую жидкость (A4/B4 по ACEA).

Внимание! Если автомобиль новый и у него тонкие масляные шланги, и заливать вязкое автомасло невозможно. Поэтому для установки лучше ставить ГБО, работающее от метана.

Для дизеля с сажевыми фильтрами

Особенность таких двигателей заключается в фильтрации зольных отложений, образованных в результате сгорания топлива (чем оно качественнее, тем меньше остаточных продуктов).

Сажевый фильтр никак не влияет на масляную жидкость, но сильно изнашивается при большом содержании серы в топливе или маслах. Важно, чтобы ее вообще не было.

Единственный способ уберечь автомобиль — заливать для двигателя высокоочищенную продукцию.

Масло для новых и подержанных моторов

При покупке важно знать о двигателе две вещи:

  1. Возраст агрегата.
    От него зависят эксплуатационные характеристики мотора и периферии, которые отличаются для разных поколений.
  2. Когда был капитальный ремонт.
    Он дает вторую жизнь двигателю, и он становится аналогом нового агрегата.

Моторы прошлого поколения разрабатывались под горючее с более низкими устаревшими нормами. Поэтому для них качество масла не сильно важно, а разброс вязкости увеличен. Для старых моторов 00-х и начала 10-х годов лучше заливать всесезонные жидкости.

Другой момент — состояние мотора. Если недавно выполнен капитальный ремонт, допустимо заливать более вязкие масла. В предремонтном состоянии двигателю потребуется более лояльный уход.

Следовательно, лучше применять «мягкие» автомасла с хорошей текучестью. Детали уже сильно изношены, и любая нагрузка может привести к неожиданной поломке.

По эксплуатационным условиям двигателя

Отдельная группа масляных жидкостей может помечаться «для тяжелых условий». Какой смысл под ними подразумевается? Масло выпускается для защиты двигателя. Следовательно, тяжелые условия — это работа агрегата в повышенном режиме, а именно:

  • подъем в гору;
  • буксирование другого транспорта;
  • тюнинг;
  • передвижение на дорогах с частыми пробками.

Все эти действия подразумевают, что двигатель будет работать с крутящим моментом более 2000 об/мин. В результате температура и трение внутри только повысится.

А значит, масло для работы в тяжелых условиях — это всего лишь повышенная вязкость. Предел по оборотам определяет тест автомобильных масел.

Также фактором, определяющим выбор масла для автомобиля, становится температура воздуха. Есть метод, помогающий установить температурный диапазон эксплуатации жидкости.

Может быть интересно:  Сколько моторного масла в карбюраторном и инжекторном двигателе ВАЗ 2107

Он определяется из расчета времени, которое потребуется для поступления масла на распредвал сразу, после запуска мотора при 0 °С.

Маркировка0W305W4010W4015W40
Период, сек2.882848

Вывод — жидкости с низким температурным допуском имеют очень высокую текучесть и их лучше заливать только в сильные морозы. В теплый сезон масло 0W-30 дойдет до камеры сгорания еще до того, как мотор немного разогреется.

Часто встречающиеся вопросы

Ниже рассматриваются популярные вопросы от опытных водителей, которые будут полезны любому новичку.

Вредит ли масло двигателю на холостом ходу

При запуске мотора холостая работа однозначно вредна. Еще не разогретая камера сгорания не до конца перерабатывает горючее. Оставши

ся примеси (даже в доле 0.01% от общего объема) оседают в стаканах блока цилиндров. Часть из них обязательно попадет в картер и перемешается с моторным маслом.

Остановка на холостом ходу после передвижения не страшна, т.к. камера уже разогрета. Чтобы проверить мотор на «троение» или сменить обороты, сначала лучше проехать несколько километров в обычном режиме, и после переходить на холостой ход.

Как влияет сера на топливо

Серные соединения характеризуются сильным негативным влиянием:

  1. повышается коррозия деталей двигателя;
  2. падает сопротивление горючего к детонации;
  3. в камере сгорания часть топлива испаряется (пусть и в незначительной доле) еще до переработки.

Также испарение серы приводит к скапливанию газов в области двигателя. Они могут нанести вред организму при ремонте автомобиля «под капотом».

В сырой нефти много сероводорода. После ее переработки в автомасло или горючее сера всегда остается в крайне низкой дозе, которая не вредна. Но при некачественной очистке серы много.

Почему так происходит? Технология очистки очень дорогая и недобросовестные производители стараются сэкономить на ней, увеличив прибыль.

Какие принять меры для исключения негативных воздействий? Покупать только масла известных и проверенных марок. Возможны и подделки: перед покупкой лучше на сайте производителя посмотреть фото канистры и сравнить с товаром на витрине.

Какое масло меньше всего угорает в двигателе

Чем выше текучесть, тем меньше оно выгорает, т.к. пленка более тонкая и эластичная. Следовательно, при выборе моторного масла важно учесть два критерия:

  1. Сезон.
    В теплую погоду минеральное автомасло более текучая, а при морозах — синтетика. В противном случае растет вязкость.
  2. Допуск.
    Масло должно быть рассчитано на фактический тепловой зазор между цилиндром и поршнем, или немногим меньше его. Иначе пленка будет больше расстояния.

Повышенная вязкость и более толстая масляная пленка способствуют сильному выгоранию.

Какие двигатели “убивают” масло

Основная причина порчи автомасла — это преждевременное попадание новой порции. Проще говоря, интенсивность поступления превышает скорость расхода. Это приводит к утолщению пленки и последующему механическому загустению.

Основная причина этого негативного процесса — малый картер. Как правило, он присутствует у малообъемных двигателей. Поэтому «убийцами» моторного масла являются малолитражные автомобили.

Но есть и исключения, например: турбодизельный BMW N57S 3.0L и Hyundai G4FC 1.6L. Также у автомасел падает щелочное число, в результате чего возрастают процессы окисления.

Как заменить масло

Менять жидкость нужно каждый раз, когда двигатель нагревается сильнее привычного режима. Для замены масла нужно:

  1. Подготовить канистру или ведро для слива отработанной жидкости;
  2. Найти под картером сливную пробку и открыть ее ключом;
  3. Подставить емкость и дождаться окончания слива (если останутся мелкие капли, можно закрыть, не дожидаясь, когда они пройдут — все равно жидкость невозможно слить на 100%);
  4. Прочно закрутить сливную пробку и залить новое масло.

Перед последним этапом важно обратить на уровень загрязнения отработанного масла:

  1. Если оно немного мутное — это нормально и достаточно только заменить масляной фильтр;
  2. При наличии твердых частиц потребуется промывка двигателя — понемногу заливать и сливать новое масло, пока примеси не пропадут.

Если фильтр не сильно загрязнен, а у жидкости есть твердые включения — проблема в некачественном топливе. Рекомендуется проверить насос подкачки и форсунки.

Можно ли смешивать разные моторные масла

Категорически запрещается. Причина в разных характеристиках, каждая жидкость отличается стандартом, допуском, порогом вязкости и температурным пределом использования.

Допускаются лишь незначительные примеси одного состава в другом. Но они и так происходят, т.к. после замены 1-2% отработанной жидкости остается в картере.

Отзывы молодых водителей о моторных маслах, рискнувших на такой опыт, подтверждают негативные последствия перемешивания. В частности, есть частые жалобы на перегрев после таких процедур.

Оцените статью
Все о маслах и присадках для двигателей и трансмиссии
Добавить комментарий

  1. Leonid

    Очень интересная статья, много нового узнал, спасибо интересную статью

  2. Rosella

    I am sure this article has touched all the internet users, its really great article.

Adblock
detector