Смазка 158 – характеристики и применение

Ступица в синей смазке 158

Синяя смазка 158 впервые появилась в крестовинах карданного вала на автомобилях ВАЗ и вызвала недоумение у автовладельцев своим цветом. В статье будет рассказано о том, чем смазка удивила советских водителей, а также о свойствах, технических характеристиках, преимуществах и недостатках.

Смазка Агринол 158

Что это за смазка – № 158

Смазочный материал представляет собой пластичную субстанцию синего цвета с мягкой консистенцией. Хорошо снижает износ высоконагруженных механизмов, а также применяется в подшипниках, для которых характерна большая скорость вращения.

При соблюдении всех санитарных и гигиенических норм не представляет опасности для человека или окружающей среды. Не имеет резкого запаха и выделений вредных веществ.

Общее описание

Смазка 158 разработана в институте химической промышленности СССР. Закладывать в механизмы ее начали в 1971 году. Имеет гладкую структуру, а по консистенции напоминает литол или солидол.

Перед использованием смазочного материала, необходимо разобраться с ее составом и особенностями.

Состав синей смазки

Основой смазочного материала служит сырая нефть, которая подвергается тщательной обработке. В полученную минеральную базу добавлен фтолоцианин меди, благодаря чему смазка 158 получила синий цвет. И это не краситель, а загуститель, который является основной присадкой. Он необходим:

  • для придания антиокислительных свойств;
  • создает нужную констистенцию;
  • обеспечивает адгезию состава.

Помимо загустителя, в смазочный материал добавляют противозадирные добавки. Они продлевают срок службы механизмов, снижая трение между деталями.

Состав был разработан в 60-е годы прошлого века и пользуется успехом до сих. Несмотря на обилие зарубежных аналогов, повторить точную структуру и эксплуатационные свойства не удалось еще никому. Поэтому отечественная смазка 158 превосходит конкурентов.

Синяя смазка 158

Основные эксплуатационные свойства 158

Особенности смазочного материала:

  1. Огнеопасность.
  2. Промежуточное место между жидким и твердым состоянием.
  3. Допустимый срок хранения – 5-7 лет в закрытой таре.
Может быть интересно:  Масло 0w20: характеристики и расшифровка

Так как смазку 158 делают из нефти, она относится к классу ГСМ. Поэтому ее нельзя хранить возле открытых источников огня и нагревательных приборов.

Главным преимуществом смазывающей составляющей является способность переходить из одного агрегатного состояния в другое. При нормальной рабочей температуре, 158-ая смазка имеет структуру в виде мази и удерживается на любой гладкой поверхности даже в перевернутом состоянии.

Механические нагрузки заставляют ее растекаться и заполнять все пустоты механизма. Это доказывает ее способность к текучести.

Свойства не зависят от производителя, который может менять состав смазочного материала. К примеру, Лукойл использует в качестве загустителя стеариново-кислотное мыло. А синий цвет достигается красителями. По своим характеристикам, Лукойловская разработка не хуже оригинала.

Технические характеристики

Каждая характеристика смазывающего материала определяется ГОСТом и указана в таблице:

НаименованиеПоказателиНомер ТУ, ГОСТ
Наличие органических кислотНет
ВодаНе более 0,5 %2477
ЩелочиНе более 0,2 %6707
Коллоидальная стабильностьНе более 15% выделения масла7142, по методу А
Прочность при t=50 ˚CНе более 160 Па7143, по методу Б
Температура каплепадения+150 ˚С6793
Рабочая температураОт – 40 до 120 ˚С
Пенетрация при t=25 ˚C260-350*  мм5346
Класс констистенции NLGI1-2

Существует также смазка 158 М. У нее такие же характеристики, но лучше несущая способность. Ее разработали для узлов трения с большими нагрузками.

Область применения смазка 158

Изначально ее применяли для смазывания подшипников качения стартеров, генераторов и магнето. Впервые смазку 158 синего цвета применили на сельскохозяйственной технике. Затем она стала распространена среди легковых автомобилей.

Успех смазочного материала позволил расширить область применения и заложить ее в крестовины карданных валов и шарниров равных угловых скоростей. Единственное требование к таким механизмам – хорошая герметизация от влаги.

При соблюдении всех условий защиты и герметичности, механизм мог пройти 300 тысяч км до следующей замены смазки.

Производители не запрещают использовать смазочный материал и для других механизмов:

  • ступичных подшипников;
  • электродвигателей очистителей стекол;
  • трипоидных передачах.

Многие люди, покупая новый автомобиль, старались быстро заменить густую смазку типа Литол во всех механизмах на синюю. Считалось, что это увеличит ресурс.

Может быть интересно:  Топ 20 лучших моторных масел на 2022 год
Синяя смазка на шрус

Преимущества и недостатки смазки

Смазка 158 имеет несколько плюсов и два минуса. Они указаны в таблице:

Плюсы и минусы
хорошая адгезия;
антиокислительные присадки;
повышенная защита механизма от износа;
небольшая цена.
узкий диапазон работы, не рекомендуется для использования в условиях крайнего севера;
не разрушается под воздействием воды, но может потерять свою эффективность.

В целом, недостатки смазочного материала не так критичны на фоне достоинств. Поэтому для летней и зимней эксплуатации в умеренных широтах с хорошей герметизацией смазка 158 годится.

Смазывание подшипника смазкой 158

Отличия современной смазки

Различные аналоги оригинальной 158-ой смазки производят по другим технологиям. Главным отличием от советской версии является полностью синтетический загуститель.

Вместо стандартного талоцианина меди используют литиево-калиевое мыло стеариновой кислоты. Чтобы сохранить характерный цвет смазочного материала, добавляют краситель. Например, Аргинол № 158.

Происхождение загустителя указывают редко, а используемые присадки лишь повышают морозостойкость смазки. Почти все производители для уменьшения себестоимости используют дешевое сырье и конечный продукт может не оправдать характеристик оригинальной смазки. Стоит проявить внимательность при выборе и покупке.

Отечественные аналоги

Поле распада СССР за производство смазки 158 взялись частные российские компании. Каждый вариант стоит рассмотреть отдельно.

Lukoil Thermoflex EP 2-180

Lukoil Thermoflex EP 2-180

Отечественный смазочный материал с литиевым мылом, но на минеральных присадках. Хорошо работает в промышленном оборудовании. Применяется на ж/д и морском транспорте.

Температурный диапазонОт -30 до +160 ˚C
Капли образуютсяПри +260 ˚C

Достоинства:

  • правильный состав;
  • минимальные отличия от оригинала;
  • доступная цена.

Недостатки:

  • нет.

ВНИИСМ 222

ВНИИСМ 222, синяя смазка

Синяя пластичная смазка для подшипников бывает под названием ВНИИСМ 222. Основа, как у Лукойла. Имеет противоизносные присадки и продлевает срок службы трущихся пар.

Рабочая температураОт -30 до +180 ˚C
Выделение капельПри +250 ˚С

Достоинства:

  • хорошая адгезия;
  • диапазон температур.

Недостатки:

  • редко встречается в продаже;
  • большой разброс цен.

EFELE MG 213

EFELE MG 213

Отечественная разработка на базе литиевого комплекса. Для улучшения свойств добавляют противоизносные присадки. Присутствуют минеральные компоненты.

Рабочая температураОт -30 до +160 ˚C
Выделение капельПри +250 ˚C

Достоинства:

  • работает во влажной среде;
  • повышенный срок службы;
  • защищает детали от коррозии.

Недостатки:

  • нет.

G-Energy Grease LX EP 2

G-Energy Grease LX EP 2

Один из продуктов компании «Газпромнефть». В основе лежит литиевый комплекс, а пакет присадок увеличивает рабочую температуру до 150 ˚С. Применяется в ступичных подшипниках легковых и грузовых машин.

Может быть интересно:  Рейтинг моторных масел в 2022 году
Рабочая температураОт -30 до +150 ˚C
Образование капельПри +250 ˚C

Достоинства:

  • эффективен в агрессивной среде;
  • не боится влажности.

Недостатки:

  • плохая репутация у производителя;
  • немного завышенная цена.

ШРУС 4

ШРУС 4

Это самый дешевый смазочный материал для шарниров равных угловых скоростей. В отличие от аналогов, не окрашивается в синий цвет. Используется в легковых и грузовых автомобилях для снижения трения в шарнирах, трипоидах и шаровых опорах.

Температурный диапазонОт -40 до + 120 ˚C
КаплевыделениеПри +190 ˚C

Достоинства:

  • низкая цена;
  • распространенность.

Недостатки:

  • слабые характеристики.

Импортные аналоги смазки 158

158 смазка выпускается не только в России и территориях бывшего советского союза. Многие зарубежные фирмы продолжили выпускать копии на синтетической основе.

Molykote G 4700 Dow Corning (USA)

Molykote G 4700 Dow Corning

Является аналогом смазочного материала 158М. Полиальфаолефиновая основа с добавкой молибдена и литиевого комплекса. Предназначена для узлов, работающих на большой скорости.

Достоинства:

  • широкий температурный диапазон от -40 до +177 ˚C;
  • работает во влажной и агрессивной среде.

Недостатки:

  • нет.

Taerosol Indufett MoS2 (Finland)

Taerosol Indufett MoS2

Улучшенный аналог 158М. В отличие от американской версии, имеет рабочую температуру от -40 до +230 ˚C. Хорошая альтернатива советской разработке.

Достоинства:

  • лучшие температурные показатели;
  • выдерживает большие нагрузки.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • много подделок.

 NTN SNR LUB UNIVERSAL GREASE (Japan/ France)

NTN SNR LUB UNIVERSAL GREASE

Минеральная смазка с литиевым комплексом. Уступает отечественной разработке по рабочей температуре (от -25 до +140 ˚C), но имеет хорошую влагостойкость. Существует версия с улучшенной морозостойкостью до -30 ˚C.

Достоинства:

  • устойчива к влаге;
  • доступная цена.

Недостатки:

  • слабые температурные показатели.

MobilGrease XHP 222 (USA)

MobilGrease XHP 222

Смесь литиевого мыла и минерального масла. Применяется во всех видах наземного транспорта. Советуют для использования в подшипниках, крестовинах, шаровых опорах и прочих элементах подвески.

Достоинства:

  • большой температурный диапазон – до +170 ˚C;
  • хорошее качество.

Недостатки:

  • высокая цена.

Divinol Lithogrease 2 B (Germany)

Divinol Lithogrease 2 B

Аналог смазки под номером 158 выпускается и в Германии. Divinol Lithogrease 2B разработана для высоконагруженных механизмов. Не отличается большой температурой работы (до +150 ˚C), но в своих пределах работает эффективно.

Достоинства:

  • высокая прочность;
  • повышенная адгезия.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • много подделок.

BP Energrease LS-EP 2 (Germany)

BP Energrease LS-EP 2

Минеральная основа с противоизносными присадками. Применяется в большом количестве механизмов от подшипников до пар трения пластик-пластик. Разработана для работы в ударных нагрузках, например, замков дверей.

Достоинства:

  • универсальность;
  • доступная цена;
  • водостойкость.

Недостатки:

  • слабые температурные показатели – от -25 до +140 ˚C.

SHELL Gadus S2 V100 (Belgium)

SHELL Gadus S2 V100

Пластичная смазка с литиевым загустителем. Применяется в подшипниках скольжения и качения. Неплохо зарекомендовала себя в электрических машинах и водяных насосах. Но имеет ограниченный температурный показатель до +130 ˚C.

Достоинства:

  • не нуждается в замене;
  • не пропускает к деталям влагу;
  • повышенная окислительная способность.

Недостатки:

  • нет.
Оцените статью
Все о маслах и присадках для двигателей и трансмиссии
Добавить комментарий

Adblock
detector