Как правильно долить масло в двигатель – рекомендации специалистов

Доливка масла

Моторное масло — это важная жидкость для двигателя, без которой невозможна безопасная работа. Его нужно периодически доливать, незнакомый с процедурой неопытный водитель может наделать ошибок. Поэтому важно подробнее разобраться — как долить масло в двигатель автомобиля и что для этого потребуется.

Щуп уровня масла в двигателе
Содержание
  1. Для чего нужно моторное масло двигателю
  2. Как долить масло в двигатель
  3. Как правильно проверить уровень масла в ДВС
  4. Доливка смазки в холодный и горячий двигатель
  5. Можно ли доливать масло в горячий двигатель
  6. Доливка в холодный мотор
  7. Основные правила доливки масла зимой и летом
  8. Какие последствия от избытка и недостатка смазки
  9. Что будет если перелить масло
  10. Что будет если недолить масло
  11. Как правильно выбрать смазку для мотора
  12. Как узнать какое масло доливать
  13. Что делать, если нет подходящего масла
  14. Как правильно доливать масло в двигатель (пошаговая инструкция)
  15. Шаг 1. Замерить оставшийся объем масла
  16. Шаг 2. Открутить заливную пробку
  17. Шаг 3. Долить масло в двигатель
  18. Шаг 4. Разогрев двигателя для растекания
  19. Шаг 5. Долив до нормы
  20. На что обратить внимание при смене смазки
  21. Популярные ошибки новичков
  22. Как найти сливную пробку картера двигателя
  23. Моторное и трансмиссионное масло — как отличить
  24. Правильное закрытие пробки
  25. Часто возникающие вопросы
  26. Куда заливать масло в двигатель?
  27. Можно доливать смазку через щуп?
  28. Когда и как часто доливать масло в двигатель?
  29. Почему уровень масла падает?
  30. Если часто доливается масло можно его реже менять?

Для чего нужно моторное масло двигателю

Рабочие органы двигателя перемещаются с большой скоростью в закрытой камере. В процессе создается сильное трение и тепловыделение. Эти процессы агрессивно влияют на все активные механизмы.

Чтобы смягчить работу и продлить срок службы двигателя используется моторное масло. Но оно постепенно расходуется и испаряется, а оставшегося объема уже недостаточно. Когда объем доходит до критического уровня, масляная пленка редеет и ее толщины не хватает для защиты. Поэтому важно вовремя долить моторное масло в двигатель автомобиля.

Как долить масло в двигатель

Сам процесс доливки прост, но требует соблюдения многих правил. Небрежное отношение к нему приведет к ошибкам. В дальнейшем они отрицательно скажутся на работе двигателя.

Как правильно проверить уровень масла в ДВС

ГСМ находится в нижней части картера двигателя (поддон). При расходе его уровень постоянно снижается. Сколько осталось в нем масла, можно проверить с помощью щупа. Он напоминает длинный штырь и находится в двигателе. Найти его можно по торчащей наружу круглой рукоятке желтого или оранжевого цвета, которая легко вынимается.

Чтобы, долив масла в двигатель получился достаточным, требуется правильно замерить текущий уровень:

  • автомобиль остановить на ровной площадке, без уклона;
  • после передвижения подождать 10-15 минут, чтобы мотор остыл;
  • если машина долго стояла на морозе, надо запустить двигатель на холостом ходу на 10 минут и дождаться остывания (так масло разогреется и равномерно стечет).

После остывания двигателя можно приступить к проверке уровня масла:

  • открыть капот;
  • найти и достать щуп;
  • если на нем грязь, вытереть и вставить обратно;
  • снова вытащить.

Отрезок, на котором заканчивается масляная пленка, и будет текущим уровнем смазки в двигателе. Еще на щупе будет две метки, указывающие на максимально и минимально допустимый объем ГСМ в поддоне. Они бывают разными:

  • Min и Max;
  • окантовки;
  • прорези и т. д.

Отметка максимального уровня всегда ближе к рукоятке щупа.

Уровни на щупе

Внимание! У современных машин с автоматикой может присутствовать два щупа: для замера уровня масла в двигателе и КПП. Первый всегда будет отличаться бледным цветом рукоятки (у щупа трансмиссионного масла она чаще красная).

Описанный метод замера уровня ГСМ в поддоне одинаково подходит для бензиновых и дизельных двигателей.

Доливка смазки в холодный и горячий двигатель

При заливке важно учесть один факт — ГСМ меняют свои свойства при повышении температуры. Это относится и к плотности, т.е. при горячем двигателе жидкость расширяется, а при холодном — сжимается.

На масло действуют два температурных фактора:

  1. Работа двигателя. Рабочий агрегат создает тепло и передает его материалу.
  2. Сезон. При простое на морозе ГСМ сжимается и загустевает.

В результате при температурных колебаниях 500 г смазки имеют разный объем. Это мешает правильной оценке текущего уровня ГСМ и требуемого количества для доливки.

Но если предположить, что объем в поддоне точно известен, можно ли доливать моторное масло в горячий двигатель? Допустимы только небольшие температурные перепады ГСМ.

Уровень на щупе

Можно ли доливать масло в горячий двигатель

Когда между смазкой в канистре и картере разница не более 20 °C, можно подлить немного жидкости.

Может быть интересно:  Причины попадания бензина в масло

Когда же разброс температур большой и надо добавить 3 л, то добавка нанесет вред машине. Доливка зимой холодного ГСМ на горячий мотор приведет к необратимым последствиям, вплоть до деформации клапанов и трещине в блоке цилиндров.

Внимание! Некоторые производители выпускают сложные смеси со специфическими присадками. Для них могут устанавливаться ограничение на доливку. Перед использованием важно прочить инструкцию.

Доливка в холодный мотор

При температуре воздуха выше -5 °C можно спокойно измерять уровень и доливать ГСМ, а после заводиться. В сильный мороз жидкость будет гуще и требуется прогрев в течение 10-15 минут (пока температура антифриза на приборной панели достигнет +80 °C). После холостого разогрева ждать остывания не надо, можно сразу приступить к доливке.

Если масло держалось не в тепле и канистра холодная, его тоже требуется прогреть. Есть два способа:

  1. Когда много свободного времени, поставить жидкость в теплом помещении на 1 час.
  2. Для оперативной доливки после прогрева двигателя подождать 5 минут и доливать по 200 г, повторяя процедуру до нужного уровня.

У машины кузов и радиатор отчасти блокируют холод. А двигатели стационарного оборудования (компрессоры, насосы) открыты. Им может потребоваться прогрев до 15 минут.

Заливка моторного масла в двигатель

Основные правила доливки масла зимой и летом

Чтобы без ошибок выполнить долив моторного масла, достаточно придерживаться ряда простых правил.

В теплую погоду:

  • до запуска двигателя можно сразу измерять уровень и доливать;
  • заливка разрешается и в горячий мотор, но рекомендуется заглушить его и 5-10 минут подождать.

При сильных морозах:

  • долить можно только после прогрева до +80 °C;
  • холодные ГСМ с канистры нужно на час оставить в теплом помещении;

Какие последствия от избытка и недостатка смазки

Есть рекомендуемый долив масла в двигатель, и его лучше придерживаться. Излишки и недостаток ГСМ отрицательно повлияет на работу мотора.

Что будет если перелить масло

Выше уже отмечалось — с ростом температуры жидкость расширяется. Если оставить мало свободного пространства, смазке некуда увеличиваться в объеме. В результате произойдет:

  • в двигатель пойдет смазка сверх нормы, оно будет угорать и разрушать сальники;
  • масляные шланги разорвет от избыточного давления.

Причем первое не сразу влияет на работу мотора. Следовательно, поездка может закончиться резким выходом из строя клапанов или поршней.

Конечно, не нужно точно вымерять дозировку и небольшой перелив не отразится на работе. Но большой избыток отрицательно повлияет на двигатель.

Что будет если недолить масло

Для стабильной работы достаточно залить моторное масло в двигатель на ¼ от всего объема. Но если его останется еще меньше, масляная пленка в камере сгорания будет тоньше. Двигатель быстрее выйдет из строя. Но такой недолив невозможно допустить даже неопытному водителю.

А заливка на 200-300 г меньше рекомендуемого объема мотору не страшна. Единственное неудобство недолива масляной жидкости в том, что она закончится еще раньше, и добавлять ее придется чаще.

Как правильно выбрать смазку для мотора

Есть несколько видов продукции: минеральное, синтетическое и полусинтетическое масло. Они отличаются температурой загущения и испарения. Поэтому эти продукты смешивать нельзя и требуется долить похожую смазку.

В новый двигатель рекомендуется заливать синтетическое масло с антифрикционными присадками. Качественный ГСМ продлит срок службы мотора.

Для старых машин с пробегом +100 тыс. км используется минеральное масло, т.к. синтетика менее вязкая и хорошо просачивается даже в мелкие щели.

При среднем возрасте двигателя 30 — 70 тыс. км рекомендуется работа на полусинтетике.

Выгоднее всего доливать всесезонное масло, которое одинаково подходит в жару и прохладный сезон. При этом важно учитывать климат на местности:

  • в центральной России подойдет смазка 5w30;
  • для теплых регионов (Юг, Кавказ, Казахстан) лучше использовать 10w40.

Материал по теме: 3 простых способа как правильно выбрать масло для двигателя

Как узнать какое масло доливать

Зольные отложения от сгорания топлива попадают в поддон. Из-за этих примесей смазка становится темной и визуально ее вид уже не определить. Но нужно залить такую же жидкость, т.к. нельзя перемешивать разных ГСМ.

Какое доливать моторное масло можно узнать несколькими способами:

  1. Когда заливка выполнялась дома, можно посмотреть на канистру.
  2. Если последняя замена ГСМ была при плановом ТО или ремонте, продукцию можно уточнить в дилерском центре обслуживания.

В остальных случаях не получится узнать, что присутствует в картере.

Заливать масло в двигатель

Что делать, если нет подходящего масла

При отсутствии нужного ГСМ правильнее подобрать его под марку автомобиля. Приобрести подходящую смазку можно по совету специалистов дилерского центра, крупного автосервиса или фирменного магазина запчастей.

В небольших СТО и на рынке лучше не искать ГСМ (там бывают малоопытные и недобросовестные сотрудники).

Если неизвестно, какая смазка ранее была использована, перед заливкой новой ее заранее нужно полностью слить:

  • подложить под бак емкость (можно обрезать верхнюю часть пустой канистры);
  • открутить сливную пробку (под картером двигателя);
  • дождаться полного вытекания и закрутить ее обратно;
  • залить необходимое количество смеси.
Может быть интересно:  Как нужно заменять масло в вариаторе Toyota

Как правильно доливать масло в двигатель (пошаговая инструкция)

Чтобы без проблем прошла доливка моторного масла в двигатель, нужна подготовка ровного места и инструментов:

  • резиновые перчатки;
  • одноразовые тряпки;
  • набор ключей и отверток;
  • силиконовый герметик;
  • воронка;
  • переносная лампочка или фонарик;
  • пустая пластиковая тара (если потребуется слив).
Проверка уровня масла

Шаг 1. Замерить оставшийся объем масла

Здесь все просто — щупом проверить уровень жидкости. Если ее остаток ближе к минимуму, тогда нужно долить.

Шаг 2. Открутить заливную пробку

Если она прикипела и не двигается, нужно поступить так:

  • запустить двигатель на 15 минут и заглушить (разогрев всегда помогает);
  • сразу же с разных сторон не сильно молотком через деревянную палку постучать по пробке;

Одного раза обычно достаточно. Если пробка пошла, но еще туго, не надо пытаться пересилить ее (это сорвет резьбу). Нужно повторить процесс несколько раз, и она легко открутится.

Сложнее ситуация с сорванными гранями. Единственное решение — сильно затянуть на пробке разводной ключ и пытаться ее открутить. Попеременно выполнять процедуру постукивания.

Если нужен и слив, тогда надо снять защиту картера. У автомобилей большой разброс по болтам. Для откручивания может потребоваться плоская отвертка, обычный рожковый ключ или трещотка с насадками. Бывают и оригинальные формы (например, у Mercedes 5-гранные головки).

Шаг 3. Долить масло в двигатель

Вставить воронку в горловину и заливать смазку. Если по меркам щупа значение было ближе к минимальной отметке, в воронку медленно долить 3 л. Когда показывает 1/3 расстояния между Min и Max, достаточно 1.5 л.

Подождать ухода всего ГСМ и снова измерить уровень щупом. И так повторять до достижения нужной отметки. Рекомендуется долить жидкость до 2/3 отрезка от минимального к максимальному уровню.

Шаг 4. Разогрев двигателя для растекания

Масло должно распределиться равномерно по всей рабочей среде. После заполнения картера потребуется запустить двигатель на 15 (10 для теплого мотора) минут, и заглушить его на 20 минут (чтобы растеклась смазка).

Шаг 5. Долив до нормы

Повторить процедуру из шага 2, но уже с расчетом того, что масло распределилось по рабочей камере. Если нет уверенности в хорошей точности по объему, рекомендуется оставлять жидкость в поддоне меньше максимального уровня.

Лучше недолить, чем перелить, т.к. во втором случае потребуется дополнительный слив.

На что обратить внимание при смене смазки

Не всегда допустимо выполнять долив масла в двигатель без иных процедур. Перед этим потребуется оценить его состояние:

  • При сильной густоте, возможно, в картере присутствует неподходящая жидкость. Ее надо слить и заменить аналогом.
  • Если состав потемнел и грязный — используется некачественное топливо. Поможет полная замена жидкости и масляного фильтра.

Во втором случае еще необходима промывка двигателя. После слива старого ГСМ подливать по 100 г, пока не будет вытекать чистая смесь (если она недорогая и ее не жалко, можно долить по 200 г для ускорения промывки).

Популярные ошибки новичков

При первой попытке долить масло неопытные водители могут совершить ошибки, приводящие к выходу из строя. Чтобы исключить их, важно знать 3 вещи:

  • как выглядит сливная пробка картера ДВС;
  • как отличить моторное и трансмиссионное масло;
  • как правильно закрывать сливную и заливную пробку.

Как найти сливную пробку картера двигателя

Не во всех случаях можно спокойно долить масло и поехать. Есть много причин (перелив, загрязнение), по которым потребуется и слив.

Под мотором может быть несколько круглых крышек, но две из них похожи и даже могут быть одинаковыми (Fiat, Citroen). Они откручиваются для слива моторного и трансмиссионного масла.

Картер ДВС всегда находится под двигателем. Следовательно, под силовым агрегатом и будет размещена сливная пробка для удаления отработанной смазки.

Сливная пробка картера двигателя

Моторное и трансмиссионное масло — как отличить

Внешне эти составы не отличаются и в нетоварных емкостях их легко спутать. Есть несколько способов определить моторное масло:

  1. На запах. Он напоминает бензин (но не такой резкий), а жидкость от КПП отдает серой.
  2. На ощупь. Вместе два пальца окунуть в жидкость, вытащить и медленно развести их. Моторная жидкость будет образовывать пленку наподобие перепонки шириной до 3 мм. С трансмиссионным ГСМ такого не происходит.
  3. По воде. По очереди в емкость с чистой водой шприцом добавить по капле каждой жидкости. ГСМ для КПП сразу растворится и образует на поверхности радужную пленку. А смазка для двигателя долго будет плавать в воде и останется видна.
Может быть интересно:  Частота замены моторной смазки

Если по ошибке долить трансмиссионное масло, серьезного ущерба двигателю не будет (по крайней мере, если там еще много и моторной жидкости). Но оно быстро испаряется. Поэтому при такой оплошности в течение нескольких дней требуется замена на нормальную смесь.

Правильное закрытие пробки

Для плотного закручивания используется многослойная или резиновая шайба. Из-за постоянных перепадов температуры в картере она портится и пригорает. В результате можно увидеть расслоившуюся или мягкую прокладку.

Боясь возможной протечки, неопытные автовладельцы попросту оставляют старую шайбу и сильнее закручивают пробку.

Такой подход — грубая ошибка. Из-за этих же температурных скачков незначительно деформируется и сам металл. Видимой разницы нет, но этого достаточно, чтобы пробку намертво заклинило. В результате ее откручивание приведет к срыву резьбы или растачиванию ее граней.

Чтобы этого не случилось, нужно приобрести комплект шайб под сливную и заливную горловину. Менять их при каждой доливке или замене масла. Если вообще нет вариантов достать ее, на время можно промазать шайбу и пробку силиконовым герметиком.

Совет! Если поломка пробки уже произошла, дешевле всего обратиться к автослесарям. Они срежут ее и приварят новую резьбу. Но с высокой вероятностью, это уже будет иная резьба (не аналог родной).

Заливная пробка двигателя

Часто возникающие вопросы

Ниже собраны популярные вопросы, возникающие при первом опыте с моторным маслом для автомобиля.

Куда заливать масло в двигатель?

В отверстие под заливной пробкой на корпусе двигателя. Обычно около нее есть надписи со словом Oil. Она присутствует в крайней области мотора, в стороне от клапанов.

Можно доливать смазку через щуп?

Доливка моторного масла через отверстие для щупа выполняется с помощью вакуумного насоса. Этот метод удобен (не нужно снимать заливную пробку) и популярен на СТО. Также происходит большая экономия времени, а заливка выходит дешевле. Но насколько это полезно? Зависит от ситуации:

  • если нужно долить немного масла, то через щуп выполнить это проще всего (но нужно специальное оборудование, которое есть на СТО);
  • при замене жидкости этот метод неэффективен и некачественен, т.к. остается много примесей.

Долить ГСМ с щупа можно и самостоятельно с помощью вакуумного насоса. Можно взять и шприц, если подсоединить к нему длинный шланг и окунуть его внутрь. Заливать масло через щуп обычной воронкой или трубкой нельзя, т.к. образуется воздушная пробка.

Долив масла через щуп в двигателе

Когда и как часто доливать масло в двигатель?

Как только на приборной панели стрелка начинает приближаться к минимальному уровню. Текущий объем смазки влияет не только на оставшийся срок до полного расхода, но и на толщину масляной пленки на рабочих органах ДВС.

Внимание! Электрике свойственно выходить из строя. Если есть подозрения на недостоверность данных приборной панели, всегда надо проверять уровень жидкости щупом.

На расход сильно влияет режим передвижения и характер запуска движка:

  • при междугородних поездках и путешествии достаточно проверять уровень и долить жидкость через ~15 тыс. км;
  • при обычной городской езде рекомендуется долить масло после ~10 тыс. км пробега;
  • в тяжелых условиях (мороз, бездорожье) ГСМ пополняется каждые ~5 тыс. км.

У каждой марки машины свои особенности эксплуатации расход отличается. Когда лучше долить смазку можно узнать в руководстве, на горячей линии автоконцерна или в дилерском центре при прохождении планового ТО.

Почему уровень масла падает?

В камере сгорания двигателя температура более +2000 °C, поэтому смазка постепенно испаряется и в картере его остается меньше. Процесс проходит крайне медленно, поэтому до следующей доливки можно проехать тысячи километров.

Если часто доливается масло можно его реже менять?

Интенсивность добавки никак не повлияет на расход или срок службы авто. Масло можно заливать через 3 или 10 тыс. км — без разницы.

Но рекомендуется следить за его расходом и часто проверять уровень в поддоне щупом. Если после замены пробег менее 5 тыс. км по городу и ушло 2 литра — затрачивается выше нормы. Это происходит в двух случаях:

  • используется не подходящая жидкость, и она быстро испаряется;
  • есть протечки.

Отличить одно от другого можно обычным осмотром двигателя. Основные источники протечки: сливная пробка, сальники, болты двигателя.

Оцените статью
Все о маслах и присадках для двигателей и трансмиссии
Добавить комментарий

  1. Lashawnda

    I believe that is among the so much significant info for me.
    And i am glad reading your article. But should statement on some general things, The site taste
    is wonderful, the articles is really excellent : D. Just right task.

Adblock
detector